|
|
|
|
LEADER |
04963nab a2200397 c 4500 |
001 |
koha001003345 |
005 |
20241024115758.0 |
007 |
cr | |
008 |
230614|2022 ru s c rus d |
024 |
7 |
|
|a 10.21638/spbu15.2022.108
|2 doi
|
035 |
|
|
|a koha001003345
|
040 |
|
|
|a RU-ToGU
|b rus
|c RU-ToGU
|
100 |
1 |
|
|a Филоненко, Надежда Сергеевна
|
245 |
1 |
0 |
|a "Каллиграфия зримых образов": произведения Юкэя Тэсимы
|c Н. С. Филоненко, М. С. Третьякова
|
246 |
1 |
1 |
|a Calligraphy of Images: Artworks by Yukei Teshima
|
336 |
|
|
|a Текст
|
337 |
|
|
|a электронный
|
504 |
|
|
|a Библиогр.: 28 назв.
|
520 |
3 |
|
|a Послевоенная японская каллиграфия мало изучена в западном искусствознании, в частности отсутствует искусствоведческий анализ творчества одного из крупнейших каллиграфов послевоенной Японии - сампицу эпохи Сёва Юкэя Тэсимы (1901-1987). Актуальность исследования заключается в том, что созданная мастером «каллиграфия зримых образов» (яп. «сёсё») является примером построения диалога между принципиально различными традициями западного и восточного искусства, - диалога, который позволяет самому каллиграфу увидеть уникальность японской каллиграфии, в том числе ее духовно-эстетическое содержание. Цель исследования заключается в определении специфики творчества Тэсимы на примере его наиболее известных работ - произведения «Хокай» (букв. «Обвал») (1957), содержащего образ разрушающихся друг за другом домов от взрывов авиабомб конца Второй мировой войны, и произведения «Цубамэ» (букв. «Ласточка») (1960), рождающего ощущение полета, «танцующего» движения птицы. В результате исследования авторы приходят к выводу, что, хотя «каллиграфические картины» Тэсимы и обнаруживают связь одновременно с китайскими корнями японской каллиграфии и авангардной живописью Запада, каллиграф остается верен японской художественно-эстетической традиции: в отличие от китайской каллиграфии, традиционно понимаемой как инструмент «пестования жизни», или авангардной живописи, порожденной западной концептуальностью, каллиграфия Тэсимы выражает буддистские идеалы принятия судьбы (своего пути к просветлению) и отсутствия привязанностей. Каллиграф использует технику письма «хиссёку» (букв. «ржавая кисть»), предполагающую «преодоление» кисти и передачу тактильного ощущения штриха (символ преодоления материальности мира), а также формирует «безграничное пространство» листа - «аки», которое называет «пространством [божественной] любви» и связывает со свободным парением духа.
|
600 |
0 |
4 |
|a Юкэй Тэсима
|d 1901-1987
|
653 |
|
|
|a японская каллиграфия
|
653 |
|
|
|a 20 век 2 половина
|
653 |
|
|
|a техника письма
|
653 |
|
|
|a сесе
|
653 |
|
|
|a син-по
|
653 |
|
|
|a фуге-хо
|
653 |
|
|
|a хиссеку
|
653 |
|
|
|a ехаку
|
653 |
|
|
|a аки
|
655 |
|
4 |
|a статьи в журналах
|
700 |
1 |
|
|a Третьякова, Мария Сергеевна
|
773 |
0 |
|
|t Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение
|d 2022
|g Т. 12, № 1. С. 164-179
|x 2221-3007
|
852 |
4 |
|
|a RU-ToGU
|
856 |
4 |
|
|u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001003345
|
908 |
|
|
|a статья
|
999 |
|
|
|c 1003345
|d 1003345
|