"Каллиграфия зримых образов": произведения Юкэя Тэсимы

Послевоенная японская каллиграфия мало изучена в западном искусствознании, в частности отсутствует искусствоведческий анализ творчества одного из крупнейших каллиграфов послевоенной Японии - сампицу эпохи Сёва Юкэя Тэсимы (1901-1987). Актуальность исследования заключается в том, что созданная мастер...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение Т. 12, № 1. С. 164-179
Main Author: Филоненко, Надежда Сергеевна
Other Authors: Третьякова, Мария Сергеевна
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001003345
LEADER 04963nab a2200397 c 4500
001 koha001003345
005 20241024115758.0
007 cr |
008 230614|2022 ru s c rus d
024 7 |a 10.21638/spbu15.2022.108  |2 doi 
035 |a koha001003345 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Филоненко, Надежда Сергеевна 
245 1 0 |a "Каллиграфия зримых образов": произведения Юкэя Тэсимы  |c Н. С. Филоненко, М. С. Третьякова 
246 1 1 |a Calligraphy of Images: Artworks by Yukei Teshima 
336 |a Текст 
337 |a электронный 
504 |a Библиогр.: 28 назв. 
520 3 |a Послевоенная японская каллиграфия мало изучена в западном искусствознании, в частности отсутствует искусствоведческий анализ творчества одного из крупнейших каллиграфов послевоенной Японии - сампицу эпохи Сёва Юкэя Тэсимы (1901-1987). Актуальность исследования заключается в том, что созданная мастером «каллиграфия зримых образов» (яп. «сёсё») является примером построения диалога между принципиально различными традициями западного и восточного искусства, - диалога, который позволяет самому каллиграфу увидеть уникальность японской каллиграфии, в том числе ее духовно-эстетическое содержание. Цель исследования заключается в определении специфики творчества Тэсимы на примере его наиболее известных работ - произведения «Хокай» (букв. «Обвал») (1957), содержащего образ разрушающихся друг за другом домов от взрывов авиабомб конца Второй мировой войны, и произведения «Цубамэ» (букв. «Ласточка») (1960), рождающего ощущение полета, «танцующего» движения птицы. В результате исследования авторы приходят к выводу, что, хотя «каллиграфические картины» Тэсимы и обнаруживают связь одновременно с китайскими корнями японской каллиграфии и авангардной живописью Запада, каллиграф остается верен японской художественно-эстетической традиции: в отличие от китайской каллиграфии, традиционно понимаемой как инструмент «пестования жизни», или авангардной живописи, порожденной западной концептуальностью, каллиграфия Тэсимы выражает буддистские идеалы принятия судьбы (своего пути к просветлению) и отсутствия привязанностей. Каллиграф использует технику письма «хиссёку» (букв. «ржавая кисть»), предполагающую «преодоление» кисти и передачу тактильного ощущения штриха (символ преодоления материальности мира), а также формирует «безграничное пространство» листа - «аки», которое называет «пространством [божественной] любви» и связывает со свободным парением духа. 
600 0 4 |a Юкэй Тэсима  |d 1901-1987 
653 |a японская каллиграфия 
653 |a 20 век 2 половина 
653 |a техника письма 
653 |a сесе 
653 |a син-по 
653 |a фуге-хо 
653 |a хиссеку 
653 |a ехаку 
653 |a аки 
655 4 |a статьи в журналах 
700 1 |a Третьякова, Мария Сергеевна 
773 0 |t Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение  |d 2022  |g Т. 12, № 1. С. 164-179  |x 2221-3007 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001003345 
908 |a статья 
999 |c 1003345  |d 1003345