Чат-боты и голосовые помощники в развитии иноязычных речевых умений обучающихся

Современный этап технологического развития общества в целом и системы образования в частности характеризуются все большим и большим внедрением технологий, программ и сервисов, созданных на базе искусственного интеллекта. Чат-боты и голосовые помощники выступают одной из программ, разработанной на ос...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Язык и культура № 63. С. 272-289
Main Author: Сысоев, Павел Викторович
Other Authors: Филатов, Евгений Михайлович, Сорокин, Данила Олегович
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001006433
LEADER 07026nab a2200349 c 4500
001 koha001006433
005 20240905161207.0
007 cr |
008 230921|2023 ru s c rus d
024 7 |a 10.17223/19996195/63/14  |2 doi 
035 |a koha001006433 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Сысоев, Павел Викторович 
245 1 0 |a Чат-боты и голосовые помощники в развитии иноязычных речевых умений обучающихся  |c П. В. Сысоев, Е. М. Филатов, Д. О. Сорокин 
246 1 1 |a Chatbots and voice assistants in the development of foreign language skills of students 
336 |a Текст 
337 |a электронный 
504 |a Библиогр.: 16 назв. 
520 3 |a Современный этап технологического развития общества в целом и системы образования в частности характеризуются все большим и большим внедрением технологий, программ и сервисов, созданных на базе искусственного интеллекта. Чат-боты и голосовые помощники выступают одной из программ, разработанной на основе искусственного интеллекта, позволяющей взаимодействовать с человеком с целью решения коммуникативных задач. Применительно к методике обучения иностранным языкам чат-бот – это диалоговая программа, способная на основе технологий естественного языка и машинного обучения и заложенных в нее алгоритмов речевого поведения человека развивать иноязычные устные и письменные речевые умения обучающегося по- средством поддержания с ним диалога и имитации человеческой речи. Однако, несмотря на значительный лингводидактический потенциал, чат-боты пока еще не нашли широкого применения в обучении иностранному языку. За последние годы появился определенный корпус методических работ, посвященных использованию чат-ботов в обучении иностранному языку. Вместе с тем при описании авторских методик предметом исследования ученых выступают отдельные аспекты обучения, не позволяющие создать системное представление о том, что включает в себя методика обучения учащихся и студентов иноязычному речевому взаимодействию с чат-ботом. Целью исследования выступает анализ корпуса методических работ, посвященных использованию чат-ботов в обучении иностранному языку, обобщение и выделение особенностей обучения учащихся и студентов иноязычному речевому общению на основе чат-ботов. Для выявления основных методических особенностей обучения учащихся и студентов иноязычному речевому общению на основе чат-ботов был проведен анализ научной литературы по теме исследования. Выборка источников включала научные обзорные и исследовательские статьи из журналов, индексируемых в международных наукометрических базах данных Web of Science и Scopus (Q1 и Q2), а также российских научных журналов по педагогическим наукам перечня ВАК России. Предметом анализа выступали следующие аспекты методик обучения: уровень владения обучающимися иностранным языком; вид речевой деятельности, на развитие которого может быть направлена методика обучения языку на основе чат-бота; перечень развиваемых посредством иноязычной практики с чат-ботом речевых умений (и их детализация); наличие поэтапного алгоритма обучения и дифференциация форм работы. Анализ методической литературы позволил сформулировать пять методических особенностей организации обучения на основе чат-ботов. К ним относятся: а) взаимосвязанное развитие у обучающихся продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности; б) детализация иноязычных речевых умений обучающихся; в) оптимальные уровни владения обучающимися иностранным языком – А2–В1/В2; г) наличие алгоритма обучения, при котором на контрольном этапе обучающиеся производят рефлексию, анализ и обсуждение речевого дискурса с чат-ботом; д) использование смешанного формата обучения. 
653 |a искусственный интеллект 
653 |a чат-боты 
653 |a языковые помощники 
653 |a иноязычное речевое взаимодействие 
653 |a речевые умения 
655 4 |a статьи в журналах 
700 1 |a Филатов, Евгений Михайлович 
700 1 |a Сорокин, Данила Олегович 
773 0 |t Язык и культура  |d 2023  |g  № 63. С. 272-289  |x 1999-6195  |w 0210-44960 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001006433 
908 |a статья 
999 |c 1006433  |d 1006433