Итог: | Впервые в исследовательской литературе в статье освещается сотрудничество выдающихся российских исследователей Г.Н. Потанина (1835–1920) и В.И. Вернадского (1863–1945). Основу взаимодействия двух учёных определило то, что они были студентами естественного отделения физико-математического факультета Императорского Петербургского университета, и полученные в университете знания и интерес к научному исследованию пронесли через всю жизнь. С опорой на аутентичные источники авторы статьи выявили роль А.А. Иностранцева (1843–1919) как организатора геологического кабинета (музея) в университете, в котором Г.Н. Потанин приобрёл необходимые знания для научных экспедиций в Центральную Азию. Под влиянием Иностранцева Потанин осознал значение музейных сборов в геологии, поддерживал его ученика В.В. Докучаева (1846–1903) в проведении почвоведческих изысканий в России. В статье особо подчёркивается участие студента Владимира Вернадского в экспедициях Докучаева и в подготовке почвенной экспозиции на Всемирной выставке в Париже в 1889 г. Следуя по стопам своих учителей и наставников, В.И. Вернадский приобщился к музейному делу, он состоял хранителем Минералогического музея в Alma Mater, а несколько лет спустя – в Императорском Московском университете. Непосредственное общение В.И. Вернадского и Г.Н. Потанина пришлось на 1890-е – 1900-е гг., когда они участвовали в обсуждении вопросов идейно-политического переустройства России, обдумывали проблемы областного самоуправления в стране. В качестве краткого вывода данной публикации постулируется: свободная мысль и научное творчество, породнившие Вернадского и Потанина, не утратили своей актуальности и в наши дни
|