Традиция Н. Готорна в творчестве И. С. Тургенева: "Постоялый двор" и "Дом о семи фронтонах"
Рассмотрена проблема восприятия И.С. Тургеневым творчества Н. Готорна. Для русского писателя рубеж 1840-1850-х гг. оказался временем кризиса художественной манеры, который был связан с обращением писателя к жанру романа и усложнением типа письма. В то время жанровым синтезом и яркой социально-эти...
Published in: | Филологические науки. Научные доклады высшей школы № 3. С. 64-72 |
---|---|
Main Author: | |
Format: | Article |
Language: | Russian |
Subjects: | |
Online Access: | http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001016573 Перейти в каталог НБ ТГУ |
Summary: | Рассмотрена проблема восприятия И.С. Тургеневым творчества Н. Готорна. Для русского писателя рубеж 1840-1850-х гг. оказался временем кризиса художественной манеры, который был связан с обращением писателя к жанру романа и усложнением типа письма. В то время жанровым синтезом и яркой социально-этической направленностью внимание Тургенева привлек роман Н. Готорна «Дом о семи фронтонах». Познакомившись с романом, он, опираясь на обстоятельства и традиции русского быта, создал повесть «Постоялый двор». Схожесть двух произведений просматривается уже на уровне заглавий, в которых выражена суть стремлений героев и их положения в мире. Кроме общности концептуальных названий, сходство романа и повести проявляется в их экспозициях. Именно первые страницы «Дома о семи фронтонах» послужили Тургеневу творческим материалом и центром оформления драматичной истории постоялого двора. Очевидно сходство и в использовании контрастного описания в изображении прошлого и астоящего дома полковника Пинчена и «усадьбы» Наума Иванова, с помощью которого выстраивается этическая оценка произошедших событий. Непохожими представлены и хозяева этих домов: с одной стороны, аристократ, «именитый и влиятельный господин» с «несгибаемой волей», с другой - скромный возделыватель земли, но умелый и ловкий. Тургенев по-своему повторяет это противопоставление, выводя в качестве главных героев крестьянина, смышленого мужика Акима и практичного и расчетливого мещанина Наума. На первый план у Тургенева и Готорна отчетливо выступает социальное неравенство, перерастающее в этический конфликт, причем оба автора показывают, что различия в положении и статусе героев обратно пропорциональны их личным достоинствам. |
---|---|
Bibliography: | Библиогр.: 14 назв. |
ISSN: | 2310-4287 |