Психические состояния родителей и субъективная оценка внутрисемейных отношений как факторы психического развития и здоровья детей 4 лет, рожденных с помощью ЭКО

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования детского развития, целью которого было выявление особенностей психических состояний, субъективной оценки супружеских отношений и родительских стратегий с последующим изучением характера их взаимосвязей с показателями психического и физическо...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Психиатрия, психотерапия и клиническая психология Т. 14, № 3. С. 215-227
Other Authors: Бохан, Татьяна Геннадьевна, Силаева, Анна Владимировна, Шабаловская, Марина Владимировна, Лещинская, Светлана Борисовна, Терехина, Ольга Владимировна психолог
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001129904
Description
Summary:В статье представлены результаты лонгитюдного исследования детского развития, целью которого было выявление особенностей психических состояний, субъективной оценки супружеских отношений и родительских стратегий с последующим изучением характера их взаимосвязей с показателями психического и физического развития детей дошкольного возраста, рожденных с помощью ЭКО. В исследовании приняли участие 220 семей (мать, отец, ребенок в возрасте 4 лет): 90 семей с индуцированной беременностью (ЭКО), 130 семей с естественным зачатием (ЕЗ). Опросники основаны на методах, использованных в Квебекском лонгитюдном исследовании детского развития (QLSCD) и исследовании раннего развития близнецов TEDS. Большинство семей эмпирических групп удовлетворены супружескими отношениями, характеризуются нормативным уровнем тревожности. В группе ЭКО по сравнению с контрольной группой обнаружено: у отцов более выражена частота встречаемости простых фобий; матери проявляют меньшую последовательность в воспитании детей. Установлено, что в группе ЭКО факторами, выступающими в качестве предикторов особенностей когнитивного развития, эмоционального и социального развития, нарушения поведения, состояния здоровья детей, могут являться выраженность стресса и усталости матери и отца, степень обеспокоенности и напряжения в течении года у матери, уровень тревожности отца и матери, родительские стратегии отношения к ребенку. Родительские стратегии, а также субъективная оценка супружеских отношений могут оказывать влияние как модераторы, усиливая или ослабляя влияние показателей внутрисемейных отношений на развитие детей. Обнаруженные факты указывают на необходимость внедрения дифференцированных профилактических психолого-педагогических программ с целью информирования семей и работников сферы образования о влиянии социально-психологических факторов на поведение, психическое развитие и здоровье детей младшего дошкольного возраста.
Bibliography:Библиогр.: 27 назв.
ISSN:2220-1122