Коммуникация подростков в социальных сетях: новые возможности

Анализируются возможности, которые содержит коммуникативное пространство социальных сетей для подростков из группы с проблемным использованием социальных сетей. Представлены материалы эмпирического исследования «Цифровая социализация подростков», проведенного в мае-июне 2022 г. Центром Междисципли...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Сибирский психологический журнал № 90. С. 124-139
Other Authors: Хуснутдинова, Маргарита Рафаильевна, Поскакалова, Татьяна Анатольевна, Шепелева, Елена Андреевна, Токарчук, Юлия Александровна
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001132658
Перейти в каталог НБ ТГУ
Description
Summary:Анализируются возможности, которые содержит коммуникативное пространство социальных сетей для подростков из группы с проблемным использованием социальных сетей. Представлены материалы эмпирического исследования «Цифровая социализация подростков», проведенного в мае-июне 2022 г. Центром Междисциплинарных исследований современного детства Московского государственного психолого-педагогического университета (www.childresearch.ru). Метод исследования - анкетный опрос, реализованный онлайн посредством CAWI (самозаполнение анкеты). Выборка составила 539 человек в возрасте от 12 до 18 лет. Анализ данных осуществлен в разрезе сравнения двух групп подростков - с беспроблемным и проблемным использованием социальных сетей. Выяснилось, что обе группы ценят живое общение, а социальные сети рассматривают как дополнительную возможность для поиска новых знакомых и поддержания уже существующего личного взаимодействия. Основные различия между группами проявились в целях онлайн-коммуникации. У подростков из первой группы - социальная направленность (оперативное решение вопросов в группе, обучение), у подростков из второй - индивидуальная (желание свободного проявления себя в неподконтрольном взрослым пространстве - говорить, что хочешь, экспериментировать). Полученные результаты свидетельствуют о том, что социальные сети не только содержат риски, но и предоставляют новые возможности для социализации. Особенно это актуально для группы подростков с высоким уровнем проблемного использования социальных сетей. Общение в социальных сетях становится для них ресурсом в получении социально-психологической поддержки, удовлетворении потребности в понимании и ощущении себя «не одиноким». Кроме того, они экспериментируют с самопрезентацией и созданием желаемых образов. Подобные пробы превращаются в важный источник личностного развития, позволяют лучше понять себя и других.
Bibliography:Библиогр.: с. 135-139
ISSN:1726-7080