Смыслы формирования языковой культуры педагога

Анализируется процесс формирования языковой культуры педа- гога. Рассматривается как формирование языковой культуры будущего педагога (студента педагогического колледжа, вуза), так и формирование языковой куль- туры педагогического работника в ходе переподготовки (повышения квалифика- ции). Позиц...

Полное описание

Библиографическая информация
Опубликовано в: :Язык и культура № 64. С. 273-291
Главный автор: Сулима, Игорь Иванович
Формат: Статья в журнале
Язык:Russian
Предметы:
Online-ссылка:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001133870
Перейти в каталог НБ ТГУ
Описание
Итог:Анализируется процесс формирования языковой культуры педа- гога. Рассматривается как формирование языковой культуры будущего педагога (студента педагогического колледжа, вуза), так и формирование языковой куль- туры педагогического работника в ходе переподготовки (повышения квалифика- ции). Позиция автора основывается на онтологии языка в рамках герменевтиче- ской и экзистенциалистской позиции. Определяется статус и роль языка в фор- мировании культуры личности, а также языковая личность как говорящий, пишу- щий в определенном стиле и с определенной целью человек. Поднимается вопрос совместного изучения языка и культуры. Рассматрива- ется тройной негативной отбор в образовании. Обращается внимание на развитие языковой личности будущего и действующего педагога. Это позволит повысить качество образования и внесет вклад в формирование личности педагога. Педагог все меньше и меньше значим как простой носитель информации, как просто транслятор информации. Это означает повышение актуальности классического педагогического образования - образования, основанного не на узкой специали- зации. Классическое образование ориентируется на общечеловеческие ценности и на традиции нации. Классическое образование опирается на классические ис- точники, тексты, классическую литературу, живопись, музыку. Это означает, что надо повышать общую культуру будущего и действующего педагога, обращая его к классическим текстам литературы, классической музыке, живописи, ма- тематике как универсальному языку науки, обращая к фундаментальным от- крытиям в области естествознания и техники, строгому языку науки. Родной и иностранный языки, языки искусства и логически стройные языки науки в ре- зультате должны быть в основе подготовки будущего учителя и в основе пере- подготовки уже действующего. Владение этими языками, способность на них слушать людей, строить свою речь в разных ситуациях, способность извлекать смысл из текста - основа подготовки и переподготовки высокопрофессиональ- ного специалиста. Языковая культура педагога заключается не только в правильной устной и письменной речи. Она и в молчании. Уместном. Тактичном. Правильной длитель- ности. Конечно, этому искусству надо учить, и учить всю жизнь. Формирование вкуса и такта в ходе развития языковой культуры педагога в этой связи требует от него сформированных навыков понимания, развивающихся в ходе применения понимающих подходов в образовании, основанных на герменевтической методо- логии. Педагогическая герменевтика является теоретическим фундаментом в этом процессе. Языковая культура подразумевает знание языка, овладение культурой речи и способность выявлять и учитывать дискурс (педагогическая ситуация всегда уни- кальна, благодаря этому педагога не может заменить техническое устройство, информационная система, а педагог всегда нуждается в непрерывном совершен- ствовании своих навыков, формировании новых). Рассматриваются необходимые подходы в формировании языковой культуры в соответствии с выделенной структурой. Делается вывод, что вне зависимости от специальности, по которой готовится учитель, язык надо рассматривать с точки зрения философии языка, философии культуры, теоретической лингвистики, семиотики, семантики, изучать историю языка, этимологию, фольклор, идиоматику, особое внимание уделять метафорич- ности, аллегоричности языка. Интерес составляет теория перевода, типологиза- ция текстов и их структура и т.д. Культура речи педагога - инструмент его работы, дающий очень большие возможности в обучении и воспитании. Возможности в воспитании особенно важны. Это связано с тем, что методических приемов в обучении много, а в вос- питании они весьма ограничены. Подготовка будущего учителя должна быть построена таким образом, чтобы он был готов работать всегда в конкретной и постоянно меняющейся си- туации. И он должен строить свою речь исходя из конкретных обстоятельств, конкретного класса, конкретных учеников. Речь всегда дискурсивна. Чем адек- ватнее понимается многоаспектная конкретная ситуация и чем адекватнее ей речь, тем эффективнее эта речь. Выпадение из дискурса может привести к пол- ному непониманию, отторжению, непримиримому конфликту, отказу от ка- кого-либо общения. Языковая переподготовка учителей всех специальностей должна быть непре- рывной. Речь по-новому передает старые смыслы, новые смыслы втискиваются в старые речевые обороты, контекст сказанного всегда в движении, мысль и обсто- ятельства беседующих меняются по ходу беседы. Язык столь сложен, динамичен и многообразен, что его надо изучать постоянно.
Это трудоемко, но это есте- ственно.
Библиография:Библиогр.: 18 назв.
ISSN:1999-6195