Метакогнитивная регуляция учебной деятельности у подростков с девиантным поведением
Исследование направлено на выявление особенностей метакогнитивной регуляции учебной деятельности подростков с девиантным поведением. Известно, что метакогни-тивная регуляция может выполнять компенсаторную функцию в случаях дефицитов в раз-витии познавательной сферы, сопровождающих различные форм...
Published in: | Сибирский психологический журнал № 91. С. 139-155 |
---|---|
Main Author: | |
Other Authors: | , |
Format: | Article |
Language: | Russian |
Subjects: | |
Online Access: | http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001133980 Перейти в каталог НБ ТГУ |
LEADER | 06552nab a2200409 c 4500 | ||
---|---|---|---|
001 | koha001133980 | ||
005 | 20240426123108.0 | ||
007 | cr | | ||
008 | 240423|2024 ru s c rus d | ||
024 | 7 | |a 10.17223/17267080/91/8 |2 doi | |
035 | |a koha001133980 | ||
040 | |a RU-ToGU |b rus |c RU-ToGU | ||
100 | 1 | |a Горьковая, Ирина Алексеевна |9 503612 | |
245 | 1 | 0 | |a Метакогнитивная регуляция учебной деятельности у подростков с девиантным поведением |c И. А. Горьковая, А. В. Микляева, В. Н. Панферов |
246 | 1 | 1 | |a Metacognitive regulation of educational activity in adolescents with deviant behavior |
336 | |a Текст | ||
337 | |a электронный | ||
504 | |a Библиогр.: с. 150-154 | ||
520 | 3 | |a Исследование направлено на выявление особенностей метакогнитивной регуляции учебной деятельности подростков с девиантным поведением. Известно, что метакогни-тивная регуляция может выполнять компенсаторную функцию в случаях дефицитов в раз-витии познавательной сферы, сопровождающих различные формы дизонтогенеза, од-нако к сегодняшнему дню нет данных о том, наблюдается ли аналогичная закономер-ность в случае подростков с девиантным поведением, для которых зачастую характерен более низкий, чем для их сверстников с условно нормативным поведением, уровень развития когнитивных функций, что обусловлено их слабой вовлеченностью в система-тическую образовательную активность. Для проверки гипотезы о том, что в учебной деятельности подростков с девиантным поведением метакогнитивные навыки могут играть компенсаторную роль, аналогичную той, которая зафиксирована в изучении метакогнитивной регуляции учебной деятельности у подростков с различными форма-ми дизонтогенеза, было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 92 подростка с девиантным поведением и 263 подростка с условно норматив-ным поведением в возрасте 13-17 лет, 54% из числа которых - девушки, 46% - юноши. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью опросников «Стили обучения» и «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности», а также анализа документов (оценка академической успеваемости). Было установлено, что подростки обеих групп демонстрируют схожие стили учебной деятельности (с пре-обладанием активности, рациональности, аналитичности и визуальности) и метакогни-тивные навыки (с преобладанием метапланирования и метакогнитивного контроля над процессуальными навыками). С помощью регрессионного анализа выявлены предикто-ры академической успеваемости подростков обеих групп, представленные различными полюсами такого измерения стиля обучения, как особенности восприятия информации (рациональность - для подростков с девиантным поведением, интуитивность - для подростков группы сравнения), а также обнаружен значимый вклад в академическую успеваемость подростков с девиантным поведением показателя метапланирования, который не наблюдается в группе сравнения. На основании результатов эмпирического исследования делается вывод о подтверждении исследовательской гипотезы и обосновывается значимость задачи развития метакогнитивных навыков в контексте обучения и психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением. | |
653 | |a метакогнитивная регуляция | ||
653 | |a учебная деятельность | ||
653 | |a учебный стиль | ||
653 | |a процессуальные навыки | ||
653 | |a метапланирование | ||
653 | |a метакогнитивный контроль | ||
653 | |a подростки | ||
653 | |a девиантное поведение | ||
655 | 4 | |a статьи в журналах |9 959142 | |
700 | 1 | |a Микляева, Анастасия Владимировна |9 79288 | |
700 | 1 | |a Панферов, Владимир Николаевич |9 66480 | |
773 | 0 | |t Сибирский психологический журнал |d 2024 |g № 91. С. 139-155 |x 1726-7080 |w 0088-39560 | |
852 | 4 | |a RU-ToGU | |
856 | 4 | |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001133980 | |
856 | |y Перейти в каталог НБ ТГУ |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=1133980 | ||
908 | |a статья | ||
999 | |c 1133980 |d 1133980 | ||
039 | |b 100 |