Метакогнитивная регуляция учебной деятельности у подростков с девиантным поведением

Исследование направлено на выявление особенностей метакогнитивной регуляции учебной деятельности подростков с девиантным поведением. Известно, что метакогни-тивная регуляция может выполнять компенсаторную функцию в случаях дефицитов в раз-витии познавательной сферы, сопровождающих различные форм...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Сибирский психологический журнал № 91. С. 139-155
Main Author: Горьковая, Ирина Алексеевна
Other Authors: Микляева, Анастасия Владимировна, Панферов, Владимир Николаевич
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001133980
Перейти в каталог НБ ТГУ
LEADER 06552nab a2200409 c 4500
001 koha001133980
005 20240426123108.0
007 cr |
008 240423|2024 ru s c rus d
024 7 |a 10.17223/17267080/91/8  |2 doi 
035 |a koha001133980 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Горьковая, Ирина Алексеевна  |9 503612 
245 1 0 |a Метакогнитивная регуляция учебной деятельности у подростков с девиантным поведением  |c И. А. Горьковая, А. В. Микляева, В. Н. Панферов 
246 1 1 |a Metacognitive regulation of educational activity in adolescents with deviant behavior 
336 |a Текст 
337 |a электронный 
504 |a Библиогр.: с. 150-154 
520 3 |a Исследование направлено на выявление особенностей метакогнитивной регуляции учебной деятельности подростков с девиантным поведением. Известно, что метакогни-тивная регуляция может выполнять компенсаторную функцию в случаях дефицитов в раз-витии познавательной сферы, сопровождающих различные формы дизонтогенеза, од-нако к сегодняшнему дню нет данных о том, наблюдается ли аналогичная закономер-ность в случае подростков с девиантным поведением, для которых зачастую характерен более низкий, чем для их сверстников с условно нормативным поведением, уровень развития когнитивных функций, что обусловлено их слабой вовлеченностью в система-тическую образовательную активность. Для проверки гипотезы о том, что в учебной деятельности подростков с девиантным поведением метакогнитивные навыки могут играть компенсаторную роль, аналогичную той, которая зафиксирована в изучении метакогнитивной регуляции учебной деятельности у подростков с различными форма-ми дизонтогенеза, было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 92 подростка с девиантным поведением и 263 подростка с условно норматив-ным поведением в возрасте 13-17 лет, 54% из числа которых - девушки, 46% - юноши. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью опросников «Стили обучения» и «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности», а также анализа документов (оценка академической успеваемости). Было установлено, что подростки обеих групп демонстрируют схожие стили учебной деятельности (с пре-обладанием активности, рациональности, аналитичности и визуальности) и метакогни-тивные навыки (с преобладанием метапланирования и метакогнитивного контроля над процессуальными навыками). С помощью регрессионного анализа выявлены предикто-ры академической успеваемости подростков обеих групп, представленные различными полюсами такого измерения стиля обучения, как особенности восприятия информации (рациональность - для подростков с девиантным поведением, интуитивность - для подростков группы сравнения), а также обнаружен значимый вклад в академическую успеваемость подростков с девиантным поведением показателя метапланирования, который не наблюдается в группе сравнения. На основании результатов эмпирического исследования делается вывод о подтверждении исследовательской гипотезы и обосновывается значимость задачи развития метакогнитивных навыков в контексте обучения и психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением. 
653 |a метакогнитивная регуляция 
653 |a учебная деятельность 
653 |a учебный стиль 
653 |a процессуальные навыки 
653 |a метапланирование 
653 |a метакогнитивный контроль 
653 |a подростки 
653 |a девиантное поведение 
655 4 |a статьи в журналах  |9 959142 
700 1 |a Микляева, Анастасия Владимировна  |9 79288 
700 1 |a Панферов, Владимир Николаевич  |9 66480 
773 0 |t Сибирский психологический журнал  |d 2024  |g  № 91. С. 139-155  |x 1726-7080  |w 0088-39560 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001133980 
856 |y Перейти в каталог НБ ТГУ  |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=1133980 
908 |a статья 
999 |c 1133980  |d 1133980 
039 |b 100