Обучение школьников 10–11-х классов иноязычной письменной речи с использованием метакогнитивных стратегий

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходи- мостью совершенствования методики обучения старшеклассников иноязычной письменной речи. Современная отечественная и зарубежная методика рассмат- ривает обучение письменной речи как один из существенных аспектов практиче- ской цели обучения и...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Язык и культура № 66. С. 136-152
Main Author: Ариян, Маргарита Анастасовна
Other Authors: Горобинская, Надежда Владимировна
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001143204
Description
Summary:Актуальность настоящего исследования обусловлена необходи- мостью совершенствования методики обучения старшеклассников иноязычной письменной речи. Современная отечественная и зарубежная методика рассмат- ривает обучение письменной речи как один из существенных аспектов практиче- ской цели обучения иностранному языку. Письменная речь, отличаясь от устной структурированностью, логичностью, точностью и конкретностью, предъявляет к пишущему высокие требования. Лежащая в основе письменной речи коммуни- кативно-когнитивная потребность отражает стремление пишущего передать ин- формацию, выразить свое мнение, взгляды, сформировать определенное впечат- ление о себе. Эта потребность может быть эффективно реализована, если у уча- щегося сформированы навыки самостоятельного управления процессом обуче- ния: планирования, самоконтроля и самооценки. В отечественной образователь- ной практике при обучении письменной речи традиционно принято ориентиро- ваться в большей степени на результат, чем на процесс. Этот факт, а также сложность и многоплановость данного вида речевой дея- тельности нередко приводят к невысокой эффективности обучения школьников письменной речи. Действенным средством решения данной проблемы может явиться целенаправленное обучение учащихся метакогнитивным стратегиям. Изучение отечественной методической литературы показало, что проблема фор- мирования умений иноязычной письменной речи с использованием метакогни- тивных стратегий не была сформулирована и в достаточной мере изучена. Целью исследования явилась разработка модели обучения письменной речи в рамках процессуального подхода, который не исключает, а дополняет совре- менно-риторический подход как ступень на пути от полностью контролируемых учителем письменных заданий к неконтролируемому письму. Последнее предпо- лагает сформированность у школьников метакогнитивных учебных стратегий, в большинстве своем являющихся универсальными для широкого круга задач. Ознакомление с зарубежными научными источниками позволило выделить две основные модели, разработанные специально для обучения письму с использова- нием метакогнитивных стратегий, в которых фактор неродного языка не прини- мался во внимание, – модель К. Энглерт и модель К. Харрис и С. Грэхема. В модели К. Энглерт подчеркивается, что внутренний диалог, проговарива- ние мыслей вслух в процессе написания текста и последующее обсуждение поз- воляют учащемуся осознавать ранее неосознаваемые когнитивные процессы и развивают метакогнитивные умения. Модель также предусматривает дозированную помощь взрослого. Предлагаются различные опоры, помогающие учащемуся использовать ту или иную метакогнитивную стратегию (памятки, карточки, компьютерные программы и т.п.). Обучение письму с помощью метакогнитивных стратегий в рамках модели К. Энглерт предполагает активное сотрудничество учащихся. Отличительной чертой модели К. Харрис и С. Грэхема является эксплицитное обучение стратегиям в процессе формирования умений письменной речи, которые ученые делят на два типа: стратегии письма (включая стратегии, специфические для определенного жанра, а также стратегии, необходимые для создания любого письменного высказывания) и стратегии саморегуляции (постановка целей, самоконтроль, самооценка, ведение внутреннего диалога и т.п.). Авторы модели подчеркивают, что практически любая стратегия может считаться метакогнитивной, если она осознается учащимися. Анализ показал, что в процессе обучения иноязычной письменной речи важен учет следующих аспектов: эксплицитное обучение метакогнитивным стратегиям, скаффолдинг с использованием опор, групповое взаимодействие и моделирование внутреннего диалога в процессе создания письменного высказывания. Это позволило авторам предложить собственную методику обучения метакогнитив- ным стратегиям, которая включает шесть ключевых этапов и учитывает все ас- пекты письменной речи с точки зрения процессуального подхода: анализ образца, предложенного учителем; групповое обсуждение и выбор стратегий; моделирова- ние использования стратегий; управляемая практика (обратная связь с учителем); самостоятельная практика; рефлексия. В разработанной методике учтены когни- тивные и мотивационно-аффективные процессы, а также совершенствование крат- ковременной и долговременной памяти и создание среды, в максимальной степени приближающей учебное письмо к реальной письменной коммуникации. Проведенное исследование позволило сделать вывод о преимуществах, свя- занных с использованием метакогнитивных стратегий при обучении письменной речи в школе: развитие саморегуляции и самооценки, что выражается в способ- ности к целеполаганию и мониторингу собственного прогресса в овладении иноязычной письменной речью; совершенствование умения взаимодействия с учебным материалом, более эффективное усвоение материала; повышение уверенности в себе и мотивации к дальнейшей работе; формирование навыков критиче- ского мышления на основе анализа и оценки своего мышления и действий; повышение доступности образования в целом, поскольку сформированные метакогнитивные умения успешно применяются в различных образовательных контекстах и форматах (инклюзия, дистанционное обучение). Приобретенные школьниками навыки самостоятельного и ответственного отношения к учению приближают их к саморегулированию учебного процесса, к автономии в овладении учебными дисциплинами.
Bibliography:Библиогр.: 22 назв.
ISSN:1999-6195