520 |
3 |
|
|a С быстрым ростом индустрии видеоигр и повышением доступности онлайн-игр во всем мире растет число проблемных игровых моделей поведения, имеющих существенные психосоциальные и соматические последствия. Цель данного исследования – перевод и валидизация русской версии Шкалы игровой зависимости для подростков (Game Addic-tion Scale for Adolescents; GASA), краткого 7-пунктового психометрического инструмента для выявления зависимости от компьютерных игр у подростков. Методы. Опросник GASA был переведен на русский язык и протестирован на выборке из 2 380 подростков в возрасте 11–19 лет из школ г. Красноярска. Внутренняя согласованность, факторная структура и одновременная валидность GASA-RU были изучены с помощью эксплора-торного факторного анализа, конфирматорного факторного анализа и взаимоотношений со шкалой интернет-зависимости Chen (Chen Internet Addiction Scale; CIAS) и опросником «Сильные стороны и трудности» (Strengths and Difficulties Questionnaire; SDQ). Также была оценена ретестовая надежность с интервалом 6 месяцев. Результаты. Опросник GASA-RU продемонстрировал хорошую внутреннюю согласованность (альфа Кронба-ха = 0,81) и ретестовую надежность (коэффициент корреляции Спирмена = 0,56, p < 0,001). Подтверждающий факторный анализ подтвердил однофакторную структуру опросника, что соответствует его теоретической модели: χ2 = 373 (df = 14, p < 0,001), CFI = 0,97, TLI = 0,95, RMSEA = 0,098 (90% ДИ: 0,087–0,110), Значительные положительные корреляции были обнаружены между показателями опросников GASA-RU и CIAS, а также различными субшкалами опросника SDQ, что свидетельствует о его хо-рошей внешней валидности. Распространенность игровой зависимости составила 10,9% (16,2% среди мальчиков и 6,3% среди девочек). Таким образом, русскоязычный вари-ант опросника GASA продемонстрировал адекватные надежность и валидность, сопоставимые с его оригинальной версией. Опросник GASA-RU представляется полезным кратким скрининговым инструментом для оценки риска зависимости от компьютерных игр в различных популяциях русскоязычных подростков.
|