Summary: | Проанализирована актуальная проблема повышения эффектив- ности межкультурного взаимодействия с зарубежными студентами – носите- лями разных культур в образовательном пространстве педагогического вуза. Умения выстраивать взаимодействие наряду с предметными знаниями, вклю- чаются в целевой компонент федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, являются планируемыми результатами обу- чения, выраженными в терминах компетенции в категориях «командная работа и лидерство», «межкультурное взаимодействие». Умениям взаимодействия необходимо обучать. Способность и готовность педагогов формировать и раз- вивать эти умения на разных ступенях и уровнях образования являются необ- ходимым компонентом структуры их профессиональной компетентности. Эти умения формируются и развиваются у будущих учителей в пространстве рос- сийского педагогического вуза. В контексте обновления целевого компонента высшего педагогического об- разования, модернизации содержания авторы выделили в качестве методологи- ческой основы и дали научное описание основных подходов, детерминирован- ных новой парадигмой, возросшей потребностью в укреплении суверенитета об- разовательного пространства Российской Федерации на основе межкультурного взаимодействия. С целью создания методологической основы системы межкуль- турного взаимодействия авторы объединяют все ценное, что представляет каж- дый подход. К таким подходам относятся синергетический, межкультурный, аф- фективный, когнитивный, компетентностный подходы. Анализ подходов позволил сделать вывод о том, компетентностный подход, применительно к российской теории и практике высшего педагогического обра- зования, при построении системы межкультурного взаимодействия помимо соб- ственных понятий предполагает опору на понятийный и методологический аппа- рат уже сложившихся синергетического, междисциплинарного, аффективного, личностно ориентированного, коммуникативно-когнитивного и межкультурного подходов. Компетентностный подход, объединяющий концепты синергетиче- ского, междисциплинарного, аффективного, личностно ориентированного, ко- гнитивного, коммуникативно-когнитивного, межкультурного подходов, является теоретической опорой системы межкультурного взаимодействия. Методологическая опора на компетентностный подход в образовательном процессе при постро- ении системы межкультурного взаимодействия предполагает акцент на форми- ровании и целостном развитии ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, социально-трудо- вой, личностного самосовершенствования, а также обще предметных на основе личностно ориентированных, коммуникативно-когнитивных, интерактивных технологий. Положения подходов, обозначенных в нашем исследовании, поглощаются компетентностным подходом и во многом дополняют друг друга, определяют принципы обучения в системе межкультурного взаимодействия: единства разви- тия и саморазвития будущего выпускника в системе межкультурного взаимодей- ствия; антропоцентрической направленности; междисциплинарного совместного планирования образовательного процесса и единства лингвистической и профес- сиональной подготовки в системе межкультурного взаимодействия; блочно-мо- дульного обучения в контексте развития субъектной творческой самостоятельно- сти; когнитивной и психологической обоснованности отбора содержания и тех- нологий обучения и оценивания; диагностической основы готовности и способ- ности к межкультурному взаимодействию. Выявленные подходы и принципы определили технологическую основу системы межкультурного взаимодействия. Выбор эффективных образовательных технологий при построении межкультур- ного взаимодействия в контексте иноязычной профессиональной подготовки сту- дентов детерминируется их личностными и психолого-педагогическими особен- ностями. Обеспечить системное долгосрочное межкультурное взаимодействие между субъектами образовательного процесса и повысить к нему готовность поз- воляет использование макротехнологий. К таким технологиям относятся: техно- логия поэтапного формирования умственных действий; учебно-исследователь- ская деятельность; коммуникативно-когнитивные технологии; интерактивные технологии: методы и приемы развития умений социального взаимодействия; технологии развития саморегуляции и эмоциональной устойчивости; развитие понятийного мышления (умения мыслить универсальными общекультурными и общенаучными категориями); метод контекстного обучения; обучение в сотруд- ничестве; дифференциация учебных потребностей и мотивов; проблемно-ориен- тированное обучение; стратегии и инструменты формирующего и суммативного оценивания; критериальное оценивание. Внедрение в образовательный процесс предложенных технологий, учитывающих психолого-педагогические особенно- сти, образовательные потребности и мотивы иностранных студентов, привело к повышению суммы показателей их долговременной готовности к взаимодей- ствию с другими субъектами образовательного процесса, что доказало ее эффек- тивность. Впервые представлено соотнесение макро- и микротехнологий для создания системы межкультурного взаимодействия, что отражает теоретическую значи- мость работы.
|