От ASTP до ACTFL: развитие рейтинговых шкал для оценивания устной речи в США

Современный подход к тестированию устной речи сформировался на основе многолетних исследований, направленных на разработку инструментов для измерения того, насколько человек хорошо владеет языком. Среди этих инструментов наиболее важными являются рейтинговые (оценочные) шкалы. В научном сообщест...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Язык и культура № 48. С. 243-258
Main Author: Балуян, Светлана Размиковна
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000708435
Перейти в каталог НБ ТГУ
LEADER 05968nab a2200373 c 4500
001 vtls000708435
003 RU-ToGU
005 20230319161052.0
007 cr |
008 200324|2019 ru s c rus d
024 7 |a 10.17223/19996195/48/16  |2 doi 
035 |a to000708435 
039 9 |a 202004091734  |c 202003241531  |d VLOAD  |y 202003241401  |z Александр Эльверович Гилязов 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Балуян, Светлана Размиковна  |9 231088 
245 1 0 |a От ASTP до ACTFL: развитие рейтинговых шкал для оценивания устной речи в США  |c С. Р. Балуян 
246 1 1 |a ASTP to ACTFL: the development of rating scales for oral language testing in the USA 
504 |a Библиогр.: 14 назв. 
520 3 |a Современный подход к тестированию устной речи сформировался на основе многолетних исследований, направленных на разработку инструментов для измерения того, насколько человек хорошо владеет языком. Среди этих инструментов наиболее важными являются рейтинговые (оценочные) шкалы. В научном сообществе сложилось мнение, что методика оценивания навыков устной речи с помощью оценочных шкал впервые была разработана в Институте дипломатической службы Госдепартамента США (шкала FSI) в 1950-х гг. При этом возникает вопрос: есть ли свидетельства применения подобной методики до появления этих шкал? И как результаты теоретических и практических исследований способствовали дальнейшему ее развитию? В данном исследовании, основанном на изучении архивных материалов и вторичных источников, делается попытка ответить на поставленные вопросы. Вторая мировая война, а также последующие войны и международные конфликты, в которых участвовали США, потребовали смещения фокуса в обучении иностранным языкам на устную речь, что повлекло за собой смещение акцентов и в языковом тестировании. Оценивание навыков говорения, основанное на субъективном суждении экзаменатора, который мог лишь интуитивно определить, какую оценку поставить тестируемому, не отвечало требованиям времени. Решением проблемы оказалось создание нового поколения измерителей - прямых тестов, снабженных рейтинговыми шкалами, в которых критерии для оценивания были представлены в виде уровневых дескрипторов. Выявлено, что первые рейтинговые шкалы для определения уровня владения устной речью были предложены В. Каулферсом, Ф. Агардом и Г. Данкелом еще в 1940-х гг., за десятилетие до появления шкалы FSI. Краткий исторический обзор развития рейтинговых шкал позволил также проследить их эволюцию, определить современное состояние и предположить, что дальнейшее развитие методики оценивания устной речи будет связано не только с созданием компьютерных и интернет-версий тестов, но и их оцениванием с помощью компьютерных технологий. Сегодня решение таких глобальных задач невозможно без широкого междисциплинарного подхода и совместных усилий высококлассных специалистов из разных стран. Знание и профессиональная оценка событий в истории лингводидактики и языкового тестирования, а также опора на предыдущий опыт могут определить их путь к успеху. 
653 |a устная речь 
653 |a тестирование 
653 |a оценка уровней владения языком 
653 |a оценочные шкалы 
653 |a методики оценивания устной речи 
653 |a рейтинговые шкалы 
653 |a история 
653 |a США 
655 4 |a статьи в журналах  |9 879358 
773 0 |t Язык и культура  |d 2019  |g № 48. С. 243-258  |x 1999-6195  |w 0210-44960 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000708435 
856 |y Перейти в каталог НБ ТГУ  |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=148848 
908 |a статья 
999 |c 148848  |d 148848