Итог: | Статья посвящена выявлению норм корпоративной этики, сложившихся в российской университетской среде конца XIX – начала XX вв. Исследование, выполненное методом ситуационного анализа (метод кейсов), базируется на материалах, которые были извлечены авторами из российских (Государственный архив Российской Федерации, Национальный архив Республики Татарстан, Центральный государственный архив Москвы) и зарубежных (Государственный архив в Варшаве, Государственный архив Одесской области) архивов. Подчеркивается, что университетские преподаватели дореволюционной России представляли собой довольно сплоченное профессиональное сообщество, и формы проявления профессиональной идентичности заключались в их активном участии в обсуждении «университетского вопроса», попытках самоорганизации, а также наличии схожих этических принципов, на которых базировалась система ценностей университетского человека; органической частью этой системы ценностей была и выработка Университетом норм корпоративной этики, следование им. Выделяются следующие нормы поведения, сложившиеся в российской университетской преподавательской среде рубежа XIX–XX вв.: проявление благородства в отношении коллег, соблюдение субординации, демонстрация взаимного уважения, научная объективность, стремление к научной истине, преобладание интересов университета над личными. Делается вывод о том, что наличие схожих представлений о корпоративной и научной этике, о писаных и неписаных нормах несения службы в университете облегчало вливание профессора в состав новой преподавательской коллегии при смене университета, а соблюдение этических норм помогало корректно разрешать щекотливые вопросы, возникавшие на службе.
|