Фундаментализация языкового образования студентов в технических вузах
В настоящее время отмечается повышенный интерес к инженерным специальностям, вызванный изменениями на рынке труда, где растет спрос на выпускников технических факультетов, владеющих иностранным языком, так как без владения иностранными языками выпускниками вузов международное взаимодействие в раз...
Published in: | Язык и культура № 44. С. 229-247 |
---|---|
Main Author: | |
Format: | Article |
Language: | Russian |
Subjects: | |
Online Access: | http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000649466 Перейти в каталог НБ ТГУ |
LEADER | 08110nab a2200325 c 4500 | ||
---|---|---|---|
001 | vtls000649466 | ||
003 | RU-ToGU | ||
005 | 20230319165455.0 | ||
007 | cr | | ||
008 | 190225|2018 ru s c rus d | ||
024 | 7 | |a 10.17223/19996195/44/15 |2 doi | |
035 | |a to000649466 | ||
039 | 9 | |a 201902271728 |c 201902251402 |d VLOAD |y 201902251338 |z Александр Эльверович Гилязов | |
040 | |a RU-ToGU |b rus |c RU-ToGU | ||
100 | 1 | |a Краснощекова, Галина Алексеевна |9 207224 | |
245 | 1 | 0 | |a Фундаментализация языкового образования студентов в технических вузах |c Г. А. Краснощекова |
246 | 1 | 1 | |a Fundamentalization of language education of the students in technical universities |
504 | |a Библиогр.: 26 назв. | ||
520 | 3 | |a В настоящее время отмечается повышенный интерес к инженерным специальностям, вызванный изменениями на рынке труда, где растет спрос на выпускников технических факультетов, владеющих иностранным языком, так как без владения иностранными языками выпускниками вузов международное взаимодействие в различных сферах экономики, науки, техники будет крайне затруднительно. Целью статьи является описание разработанной и внедренной нами в учебный процесс концепции фундаментализации языкового образования студентов технических вузов. Фундаментализация языкового образования в техническом вузе представляется как непрерывность языкового образования на протяжении всего обучения, осуществляемая через составляющие системы: целостность процесса овладения иностранным языком, достигаемая формированием компетенций и усвоением лингвистических знаний; а также формированием готовности студентов к будущей профессиональной деятельности посредством иноязычной коммуникативной компетенции. В статье описаны: система лингводидактических принципов; экспликативно-коммуникативная методика обучения иноязычной коммуникативной компетенции студентов-нефилологов на базе формирования лингвистической компетенции, основанная на принципах сознательно-ориентированного и контекстно-компетентностного подходов, а также обеспеченная методическим инструментарием - учебным пособием для самообучения и его мультимедийным вариантом. Также рассматриваются этапы процесса обучения с использованием экспликативно-коммуникативной методики, анализируются три серии упражнений, соответствующие каждому этапу обучения иноязычной коммуникативной компетенции; приводятся примеры упражнений, содержащиеся в «Экспликаторе». Экспликативно-коммуникативная методика предусматривает рациональное сочетание объяснительно-иллюстративного и коммуникативного обучения. Формирование лингвистической компетенции приобретает первостепенное значение как фундамент для развития иноязычной коммуникативной компетенции. С учетом тенденции к самообучению в основу экспликативно-коммуникативной методики положена идея самостоятельной добычи студентами лингвистических знаний. Процесс обучения по разработанной экспликативно-коммуникативной методике реализуется в трех этапах: 1-й этап - объяснение / саморазъяснение (использование первой части учебного пособия «Экспликатор» и мультимедийной обучающей программы - выделение ориентиров, овладение языковыми правилами в процессе самостоятельной деятельности); 2-й этап - языковая тренировка (выполнение языковых упражнений в процессе самостоятельной работы по первой части учебного пособия «Экспликатор» и мультимедийной обучающей программы); 3-й этап - организация применения (активизация лингвистической деятельности студентов в процессе выполнения условно-коммуникативных и коммуникативных упражнений в аудиторных условиях под руководством преподавателя. Разработанная экспликативно-коммуникативная методика обучения иноязычной коммуникативной компетенции студентов апробирована в ходе опытного обучения в течение нескольких лет с использованием разработанного нами учебного пособия и мультимедийной обучающей программы. Анализ результатов опытного обучения подтверждает ее эффективность. У студентов формируется лингвистическая компетенция, которая является основой для успешного формирования профессиональной коммуникативной компетенции, с использованием активных методов обучения, способствующих развитию современной личности и подготовке конкурентоспособного специалиста. | |
653 | |a языковое образование | ||
653 | |a технические вузы | ||
653 | |a методы обучения | ||
653 | |a компетенции | ||
655 | 4 | |a статьи в журналах |9 879358 | |
773 | 0 | |t Язык и культура |d 2018 |g № 44. С. 229-247 |x 1999-6195 |w 0210-44960 | |
852 | 4 | |a RU-ToGU | |
856 | 4 | |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000649466 | |
856 | |y Перейти в каталог НБ ТГУ |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=192535 | ||
908 | |a статья | ||
999 | |c 192535 |d 192535 |