Фундаментализация языкового образования студентов в технических вузах

В настоящее время отмечается повышенный интерес к инженерным специальностям, вызванный изменениями на рынке труда, где растет спрос на выпускников технических факультетов, владеющих иностранным языком, так как без владения иностранными языками выпускниками вузов международное взаимодействие в раз...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Язык и культура № 44. С. 229-247
Main Author: Краснощекова, Галина Алексеевна
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000649466
Перейти в каталог НБ ТГУ
LEADER 08110nab a2200325 c 4500
001 vtls000649466
003 RU-ToGU
005 20230319165455.0
007 cr |
008 190225|2018 ru s c rus d
024 7 |a 10.17223/19996195/44/15  |2 doi 
035 |a to000649466 
039 9 |a 201902271728  |c 201902251402  |d VLOAD  |y 201902251338  |z Александр Эльверович Гилязов 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Краснощекова, Галина Алексеевна  |9 207224 
245 1 0 |a Фундаментализация языкового образования студентов в технических вузах  |c Г. А. Краснощекова 
246 1 1 |a Fundamentalization of language education of the students in technical universities 
504 |a Библиогр.: 26 назв. 
520 3 |a В настоящее время отмечается повышенный интерес к инженерным специальностям, вызванный изменениями на рынке труда, где растет спрос на выпускников технических факультетов, владеющих иностранным языком, так как без владения иностранными языками выпускниками вузов международное взаимодействие в различных сферах экономики, науки, техники будет крайне затруднительно. Целью статьи является описание разработанной и внедренной нами в учебный процесс концепции фундаментализации языкового образования студентов технических вузов. Фундаментализация языкового образования в техническом вузе представляется как непрерывность языкового образования на протяжении всего обучения, осуществляемая через составляющие системы: целостность процесса овладения иностранным языком, достигаемая формированием компетенций и усвоением лингвистических знаний; а также формированием готовности студентов к будущей профессиональной деятельности посредством иноязычной коммуникативной компетенции. В статье описаны: система лингводидактических принципов; экспликативно-коммуникативная методика обучения иноязычной коммуникативной компетенции студентов-нефилологов на базе формирования лингвистической компетенции, основанная на принципах сознательно-ориентированного и контекстно-компетентностного подходов, а также обеспеченная методическим инструментарием - учебным пособием для самообучения и его мультимедийным вариантом. Также рассматриваются этапы процесса обучения с использованием экспликативно-коммуникативной методики, анализируются три серии упражнений, соответствующие каждому этапу обучения иноязычной коммуникативной компетенции; приводятся примеры упражнений, содержащиеся в «Экспликаторе». Экспликативно-коммуникативная методика предусматривает рациональное сочетание объяснительно-иллюстративного и коммуникативного обучения. Формирование лингвистической компетенции приобретает первостепенное значение как фундамент для развития иноязычной коммуникативной компетенции. С учетом тенденции к самообучению в основу экспликативно-коммуникативной методики положена идея самостоятельной добычи студентами лингвистических знаний. Процесс обучения по разработанной экспликативно-коммуникативной методике реализуется в трех этапах: 1-й этап - объяснение / саморазъяснение (использование первой части учебного пособия «Экспликатор» и мультимедийной обучающей программы - выделение ориентиров, овладение языковыми правилами в процессе самостоятельной деятельности); 2-й этап - языковая тренировка (выполнение языковых упражнений в процессе самостоятельной работы по первой части учебного пособия «Экспликатор» и мультимедийной обучающей программы); 3-й этап - организация применения (активизация лингвистической деятельности студентов в процессе выполнения условно-коммуникативных и коммуникативных упражнений в аудиторных условиях под руководством преподавателя. Разработанная экспликативно-коммуникативная методика обучения иноязычной коммуникативной компетенции студентов апробирована в ходе опытного обучения в течение нескольких лет с использованием разработанного нами учебного пособия и мультимедийной обучающей программы. Анализ результатов опытного обучения подтверждает ее эффективность. У студентов формируется лингвистическая компетенция, которая является основой для успешного формирования профессиональной коммуникативной компетенции, с использованием активных методов обучения, способствующих развитию современной личности и подготовке конкурентоспособного специалиста. 
653 |a языковое образование 
653 |a технические вузы 
653 |a методы обучения 
653 |a компетенции 
655 4 |a статьи в журналах  |9 879358 
773 0 |t Язык и культура  |d 2018  |g № 44. С. 229-247  |x 1999-6195  |w 0210-44960 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000649466 
856 |y Перейти в каталог НБ ТГУ  |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=192535 
908 |a статья 
999 |c 192535  |d 192535