"Черный аркан моего отца". Дорога от предков к потомкам в алтайской культуре
Предпринята попытка рассмотреть представления алтайцев о пространственно-временном континууме на примере воззрений на дорогу / путь как средоточие коммуникационных каналов между мирами человека и иных, нечеловеческих, существ. В работе использованы полевые материалы автора, собранные у алтайцев Р...
Published in: | Сибирские исторические исследования № 4. С. 174-199 |
---|---|
Main Author: | |
Format: | Article |
Language: | Russian |
Subjects: | |
Online Access: | http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000647355 Перейти в каталог НБ ТГУ |
LEADER | 04457nab a2200361 c 4500 | ||
---|---|---|---|
001 | vtls000647355 | ||
003 | RU-ToGU | ||
005 | 20230319173333.0 | ||
007 | cr | | ||
008 | 190121|2018 ru s c rus d | ||
024 | 7 | |a 10.17223/2312461X/22/9 |2 doi | |
035 | |a to000647355 | ||
039 | 9 | |a 201901221236 |c 201901211622 |d VLOAD |y 201901211545 |z Александр Эльверович Гилязов | |
040 | |a RU-ToGU |b rus |c RU-ToGU | ||
100 | 1 | |a Тюхтенева, Светлана Петровна |9 305402 | |
245 | 1 | 0 | |a "Черный аркан моего отца". Дорога от предков к потомкам в алтайской культуре |c С. П. Тюхтенева |
246 | 1 | 1 | |a "My father's black lasso". Tthe road from ancestors to descendants in the Altai culture |
504 | |a Библиогр.: с. 195-196 | ||
520 | 3 | |a Предпринята попытка рассмотреть представления алтайцев о пространственно-временном континууме на примере воззрений на дорогу / путь как средоточие коммуникационных каналов между мирами человека и иных, нечеловеческих, существ. В работе использованы полевые материалы автора, собранные у алтайцев Республики Алтай на протяжении многих лет, с 1986 по 2018 г. Помимо этого, привлекаются разнообразные источники, в числе которых материалы по лингвистике и фольклору алтайцев. Показано, что 1) в концепте «дорога» имеется указание не только на пространственные коммуникации, но и на временные. Дорога связывает миры предков и потомков, однако она же и разделяет эти миры в соответствии с тем, какой период времени суток предписан культурой для активности живых и мертвых, людей и иных существ; 2) дорогой для предков могут служить не только реальные, старые и новые, дороги, но и стихии. В частности, необычно длинный вихрь, связывающий небо и землю, может представляться как дорога предков; 3) по сей день алтайцы продолжают практиковать сакральные обряды и ритуалы, посвященные исправлению пути. Эти практики касаются пути как жизни в целом, так и пути конкретного. Пренебрежение нормами культуры, предписывающими человеку лунно-солнечного мира быть активным при свете солнца и в период от новолуния до полнолуния, влекут за собой санкции. Последние понимаются как наказание от предков, реализуемое одномоментно в виде препятствия на дороге или перманентно в виде лишения человека правильной судьбы, понимаемой как отсутствие везения, счастья, доли. | |
653 | |a алтайцы | ||
653 | |a представления о мире | ||
653 | |a концепт "путь" | ||
653 | |a жизнь | ||
653 | |a судьба | ||
653 | |a традиции | ||
653 | |a концепт "дорога" | ||
655 | 4 | |a статьи в журналах |9 879358 | |
773 | 0 | |t Сибирские исторические исследования |d 2018 |g № 4. С. 174-199 |x 2312-461X |w to000470874 | |
852 | 4 | |a RU-ToGU | |
856 | 4 | |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000647355 | |
856 | |y Перейти в каталог НБ ТГУ |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=227709 | ||
908 | |a статья | ||
999 | |c 227709 |d 227709 |