"Черный аркан моего отца". Дорога от предков к потомкам в алтайской культуре

Предпринята попытка рассмотреть представления алтайцев о пространственно-временном континууме на примере воззрений на дорогу / путь как средоточие коммуникационных каналов между мирами человека и иных, нечеловеческих, существ. В работе использованы полевые материалы автора, собранные у алтайцев Р...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Сибирские исторические исследования № 4. С. 174-199
Main Author: Тюхтенева, Светлана Петровна
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000647355
Перейти в каталог НБ ТГУ
LEADER 04457nab a2200361 c 4500
001 vtls000647355
003 RU-ToGU
005 20230319173333.0
007 cr |
008 190121|2018 ru s c rus d
024 7 |a 10.17223/2312461X/22/9  |2 doi 
035 |a to000647355 
039 9 |a 201901221236  |c 201901211622  |d VLOAD  |y 201901211545  |z Александр Эльверович Гилязов 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Тюхтенева, Светлана Петровна  |9 305402 
245 1 0 |a "Черный аркан моего отца". Дорога от предков к потомкам в алтайской культуре  |c С. П. Тюхтенева 
246 1 1 |a "My father's black lasso". Tthe road from ancestors to descendants in the Altai culture 
504 |a Библиогр.: с. 195-196 
520 3 |a Предпринята попытка рассмотреть представления алтайцев о пространственно-временном континууме на примере воззрений на дорогу / путь как средоточие коммуникационных каналов между мирами человека и иных, нечеловеческих, существ. В работе использованы полевые материалы автора, собранные у алтайцев Республики Алтай на протяжении многих лет, с 1986 по 2018 г. Помимо этого, привлекаются разнообразные источники, в числе которых материалы по лингвистике и фольклору алтайцев. Показано, что 1) в концепте «дорога» имеется указание не только на пространственные коммуникации, но и на временные. Дорога связывает миры предков и потомков, однако она же и разделяет эти миры в соответствии с тем, какой период времени суток предписан культурой для активности живых и мертвых, людей и иных существ; 2) дорогой для предков могут служить не только реальные, старые и новые, дороги, но и стихии. В частности, необычно длинный вихрь, связывающий небо и землю, может представляться как дорога предков; 3) по сей день алтайцы продолжают практиковать сакральные обряды и ритуалы, посвященные исправлению пути. Эти практики касаются пути как жизни в целом, так и пути конкретного. Пренебрежение нормами культуры, предписывающими человеку лунно-солнечного мира быть активным при свете солнца и в период от новолуния до полнолуния, влекут за собой санкции. Последние понимаются как наказание от предков, реализуемое одномоментно в виде препятствия на дороге или перманентно в виде лишения человека правильной судьбы, понимаемой как отсутствие везения, счастья, доли. 
653 |a алтайцы 
653 |a представления о мире 
653 |a концепт "путь" 
653 |a жизнь 
653 |a судьба 
653 |a традиции 
653 |a концепт "дорога" 
655 4 |a статьи в журналах  |9 879358 
773 0 |t Сибирские исторические исследования  |d 2018  |g № 4. С. 174-199  |x 2312-461X  |w to000470874 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000647355 
856 |y Перейти в каталог НБ ТГУ  |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=227709 
908 |a статья 
999 |c 227709  |d 227709