Формирование межкультурной компетенции в профессионально ориентированной информационной образовательной среде вуза

В статье с позиций компетентностного, пространственно-средового, профессионально ориентированного и межкультурного подходов рассматриваются вопросы создания профессионально ориентированной информационной образовательной среды, предназначенной для формирования межкультурной компетенции как сост...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Язык и культура № 47. С. 197-216
Main Author: Куклина, Светлана Станиславовна
Other Authors: Шевченко, Анна Игоревна
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000673081
Перейти в каталог НБ ТГУ
LEADER 07302nab a2200361 c 4500
001 vtls000673081
003 RU-ToGU
005 20240419211845.0
007 cr |
008 191230|2019 ru s c rus d
024 7 |a 10.17223/19996195/47/11  |2 doi 
035 |a to000673081 
039 9 |a 202001161632  |b 100  |c 201912301243  |d VLOAD  |y 201912301134  |z Александр Эльверович Гилязов 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Куклина, Светлана Станиславовна  |9 562151 
245 1 0 |a Формирование межкультурной компетенции в профессионально ориентированной информационной образовательной среде вуза  |c С. С. Куклина, А. И. Шевченко 
246 1 1 |a Formation of intercultural competence in the professionally oriented information educational environment of a university 
504 |a Библиогр.: 17 назв. 
520 3 |a В статье с позиций компетентностного, пространственно-средового, профессионально ориентированного и межкультурного подходов рассматриваются вопросы создания профессионально ориентированной информационной образовательной среды, предназначенной для формирования межкультурной компетенции как составляющей профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся по направлению подготовки «Культурология», и разработки эффективной методики для достижения названной цели. Ведущим методом исследования является моделирование, позволяющее, во-первых, представить профессионально ориентированную информационную образовательную среду, предназначенную для формирования межкультурной компетенции у будущих культурологов, а во-вторых, методику, спроектированную для этой цели. Профессионально ориентированная информационная образовательная среда рассматривается как компонент соответствующего образовательного пространства, включающий ресурсный, информационный в составе социально-методологической, предметно-операционной и дидактико-методической составляющих, деятельностного и процессуального субкомпонентов. Отбор и организация содержания названных субкомпонентов образовательной среды, предназначенной для формирования межкультурной компетенции, осуществляются с учетом принципов межкультурной и профессиональной направленности, информационной насыщенности, личностной и субъектной индивидуализации, сравнительно-сопоставительного и проблемно-информационной достаточности учебного материала. Методика формирования межкультурной компетенции спроектирована для процессуального компонента такой среды. Благодаря этому она оснащена совокупностью материальных и мультимедийных средств, с помощью которых содержательно наполнена информацией, представляющей межкультурный профессионально ориентированный социальный опыт, предназначенный для усвоения обучающимися, и инструментально оснащена частной системой упражнений, позволяющей преподавателю и студентам вступать в активные взаимодействия для достижения запланированного результата. Таковым является межкультурная компетенция в составе готовности и способности будущего культуролога осуществлять интеркультурные взаимодействия, в основе которых лежит межкультурный профессионально ориентированный социальный опыт, необходимый им для успешного иноязычного общения с представителями иной культуры в будущей профессиональной деятельности. Опытно-экспериментальное исследование созданной методики подтвердило ее эффективность. Материал статьи будет полезен тем, кто изучает вопросы подготовки обучающихся нелингвистического вуза к продуктивному межкультурному общению в профессиональной деятельности. 
653 |a межкультурная компетенция 
653 |a профессионально ориентированная информационная образовательная среда 
653 |a материальные и мультимедийные средства оснащения 
653 |a межкультурный профессионально ориентированный социальный опыт 
653 |a частная система упражнений 
653 |a методика формирования межкультурной компетенции 
655 4 |a статьи в журналах  |9 879358 
700 1 |a Шевченко, Анна Игоревна  |9 419405 
773 0 |t Язык и культура  |d 2019  |g № 47. С. 197-216  |x 1999-6195  |w 0210-44960 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000673081 
856 |y Перейти в каталог НБ ТГУ  |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=361141 
908 |a статья 
999 |c 361141  |d 361141