Преподавание РКИ сквозь призму теории концепта: культура, ментальность, аспекты языка

Концептуальный подход открывает новые возможности в преподавании иностранных языков, в том числе русского языка как иностранного. Эти возможности связаны с глубоким ментальным погружением обучающихся в концептосферу языка и культуры. Результатом этого погружения - на лексическом, грамматическом и ф...

Полное описание

Библиографическая информация
Опубликовано в: :Язык и культура № 47. С. 231-244
Главный автор: Макшанцева, Наталья Вениаминовна
Другие авторы: Королева, Светлана Борисовна
Формат: Статья в журнале
Язык:Russian
Предметы:
Online-ссылка:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000673083
Перейти в каталог НБ ТГУ
LEADER 05673nab a2200361 c 4500
001 vtls000673083
003 RU-ToGU
005 20230925165034.0
007 cr |
008 191230|2019 ru s c rus d
024 7 |a 10.17223/19996195/47/13  |2 doi 
035 |a to000673083 
039 9 |a 202001161629  |b 100  |c 201912301139  |d VLOAD  |y 201912301136  |z Александр Эльверович Гилязов 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Макшанцева, Наталья Вениаминовна  |9 419406 
245 1 0 |a Преподавание РКИ сквозь призму теории концепта: культура, ментальность, аспекты языка  |c Н. В. Макшанцева, С. Б. Королева 
246 1 1 |a Teaching Russian through the prism of concept theory: culture, mentality and aspects of language 
504 |a Библиогр.: 22 назв. 
520 3 |a Концептуальный подход открывает новые возможности в преподавании иностранных языков, в том числе русского языка как иностранного. Эти возможности связаны с глубоким ментальным погружением обучающихся в концептосферу языка и культуры. Результатом этого погружения - на лексическом, грамматическом и фонетическом уровнях - становится расширение представлений обучающихся о связи языка и ментальности, языка и способа мышления о мире, языка и национальной культуры, а также общее повышение мотивации на фоне положительной вовлеченности в многостороннее понимание элементов языковой структуры. В статье предлагается четырехэтапная методика освоения лексики, позволяющая существенно расширить представления обучающихся о лексеме, ее лексическом фоне, ее ценностно-символической нагрузке и ее системных связях с другими лексемами языка и элементами культуры. Ставится вопрос о цели использования концептуального подхода в преподавании грамматического аспекта иностранного языка. Предлагается схема методики освоения грамматической структуры русского языка как иностранного на примере двух экспериментов, проведенных с группой американских старшеклассников элементарного уровня. Эта методика соединяет в себе элементы сознательно-сопоставительного метода и технологии проблемного мышления и своей целью имеет эмоционально-интеллектуальное вовлечение обучающихся в процесс освоения новой грамматической структуры иностранного языка. В статье также обосновывается необходимость ввода в оборот методики преподавания иностранных языков понятия «фонетический концепт» для обозначения структурированной единицы менталитета народа, базово проявленной на фонетическом (акустическом, артикуляционном) уровне языка. На материале русского языка выдвигается гипотеза о системных связях между долгим и легким дыханием, отсутствием всяких признаков форсированности звуков, расслабленным кончиком языка, столь принципиальными для артикуляции русских звуков, с одной стороны, и сердечно-созерцательным восприятием мира, свойственным русской культуре - с другой. 
653 |a концептуальный подход 
653 |a технология ментального погружения 
653 |a технология проблемного мышления 
653 |a аспекты языка 
653 |a русский язык как иностранный 
653 |a методика преподавания 
655 4 |a статьи в журналах  |9 879358 
700 1 |a Королева, Светлана Борисовна  |9 419407 
773 0 |t Язык и культура  |d 2019  |g № 47. С. 231-244  |x 1999-6195  |w 0210-44960 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000673083 
856 |y Перейти в каталог НБ ТГУ  |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=361143 
908 |a статья 
999 |c 361143  |d 361143