Преподавание РКИ сквозь призму теории концепта: культура, ментальность, аспекты языка
Концептуальный подход открывает новые возможности в преподавании иностранных языков, в том числе русского языка как иностранного. Эти возможности связаны с глубоким ментальным погружением обучающихся в концептосферу языка и культуры. Результатом этого погружения - на лексическом, грамматическом и ф...
Опубликовано в: : | Язык и культура № 47. С. 231-244 |
---|---|
Главный автор: | |
Другие авторы: | |
Формат: | Статья в журнале |
Язык: | Russian |
Предметы: | |
Online-ссылка: | http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000673083 Перейти в каталог НБ ТГУ |
LEADER | 05673nab a2200361 c 4500 | ||
---|---|---|---|
001 | vtls000673083 | ||
003 | RU-ToGU | ||
005 | 20230925165034.0 | ||
007 | cr | | ||
008 | 191230|2019 ru s c rus d | ||
024 | 7 | |a 10.17223/19996195/47/13 |2 doi | |
035 | |a to000673083 | ||
039 | 9 | |a 202001161629 |b 100 |c 201912301139 |d VLOAD |y 201912301136 |z Александр Эльверович Гилязов | |
040 | |a RU-ToGU |b rus |c RU-ToGU | ||
100 | 1 | |a Макшанцева, Наталья Вениаминовна |9 419406 | |
245 | 1 | 0 | |a Преподавание РКИ сквозь призму теории концепта: культура, ментальность, аспекты языка |c Н. В. Макшанцева, С. Б. Королева |
246 | 1 | 1 | |a Teaching Russian through the prism of concept theory: culture, mentality and aspects of language |
504 | |a Библиогр.: 22 назв. | ||
520 | 3 | |a Концептуальный подход открывает новые возможности в преподавании иностранных языков, в том числе русского языка как иностранного. Эти возможности связаны с глубоким ментальным погружением обучающихся в концептосферу языка и культуры. Результатом этого погружения - на лексическом, грамматическом и фонетическом уровнях - становится расширение представлений обучающихся о связи языка и ментальности, языка и способа мышления о мире, языка и национальной культуры, а также общее повышение мотивации на фоне положительной вовлеченности в многостороннее понимание элементов языковой структуры. В статье предлагается четырехэтапная методика освоения лексики, позволяющая существенно расширить представления обучающихся о лексеме, ее лексическом фоне, ее ценностно-символической нагрузке и ее системных связях с другими лексемами языка и элементами культуры. Ставится вопрос о цели использования концептуального подхода в преподавании грамматического аспекта иностранного языка. Предлагается схема методики освоения грамматической структуры русского языка как иностранного на примере двух экспериментов, проведенных с группой американских старшеклассников элементарного уровня. Эта методика соединяет в себе элементы сознательно-сопоставительного метода и технологии проблемного мышления и своей целью имеет эмоционально-интеллектуальное вовлечение обучающихся в процесс освоения новой грамматической структуры иностранного языка. В статье также обосновывается необходимость ввода в оборот методики преподавания иностранных языков понятия «фонетический концепт» для обозначения структурированной единицы менталитета народа, базово проявленной на фонетическом (акустическом, артикуляционном) уровне языка. На материале русского языка выдвигается гипотеза о системных связях между долгим и легким дыханием, отсутствием всяких признаков форсированности звуков, расслабленным кончиком языка, столь принципиальными для артикуляции русских звуков, с одной стороны, и сердечно-созерцательным восприятием мира, свойственным русской культуре - с другой. | |
653 | |a концептуальный подход | ||
653 | |a технология ментального погружения | ||
653 | |a технология проблемного мышления | ||
653 | |a аспекты языка | ||
653 | |a русский язык как иностранный | ||
653 | |a методика преподавания | ||
655 | 4 | |a статьи в журналах |9 879358 | |
700 | 1 | |a Королева, Светлана Борисовна |9 419407 | |
773 | 0 | |t Язык и культура |d 2019 |g № 47. С. 231-244 |x 1999-6195 |w 0210-44960 | |
852 | 4 | |a RU-ToGU | |
856 | 4 | |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000673083 | |
856 | |y Перейти в каталог НБ ТГУ |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=361143 | ||
908 | |a статья | ||
999 | |c 361143 |d 361143 |