Грамматические способы выражения в поэзии акмеизма идеи "звериного начала" во всех ее проявлениях в жизни

Предпринята попытка показать связь эстетики и языка поэзии акмеизма. Приводятся количественные данные об использовании лексемы зверь в поэтических произведениях акмеистов. Указано, что в поэзии акмеистов, программным заявлением которых стало отождествление себя со зверем, с необходимостью отмечается...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Язык и культура № 37. С. 85-96
Main Author: Твердохлеб, Ольга Геннадьевна
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000580526
Перейти в каталог НБ ТГУ
Description
Summary:Предпринята попытка показать связь эстетики и языка поэзии акмеизма. Приводятся количественные данные об использовании лексемы зверь в поэтических произведениях акмеистов. Указано, что в поэзии акмеистов, программным заявлением которых стало отождествление себя со зверем, с необходимостью отмечается функционирование слова зверь для уподобления, тождества разных объектов со зверем, что предполагает размытость границы между людьми и животными или между миром предметов и животными. На иллюстративном материале показывается, что образ единой плоти со зверем в акмеистической поэзии создается при помощи нескольких языковых структур: биноминативными двусоставными предложениями тождества; предложениями, осложненными пояснительными конструкциями или обращением; предложениями со сравнением в форме творительного падежа. Обосновывается, что: 1) значение оценки, характеризации через наделение определенными свойствами зверя лиц или предметов вводится в акмеистический стих биноминативными двусоставными предложениями, где тождество содержательной стороны согласуется с формой тождества на поверхностном уровне, допускающей обратимость компонентов с ограничением расположения лексемы зверь только в позиции сказуемого; 2) предложения, осложненные одиночными и распространенными приложениями, используются либо для отождествления свойства-качества, либо одновременно и родового признака, и свойства-качества у лиц или предметов и у зверя; 3) употребление лексемы зверь в позиции обращения обусловливает отождествление со зверем лирического героя, к которому обращена речь автора на основании одновременно и родового признака, и свойства-качества; 4) в предложениях со сравнением в форме творительного падежа имени указывается на максимальное сближение сопоставляемых предметов, вплоть до нерасчлененного единства людей и зверей как объектов объективной действительности, принадлежащих нецивилизованной природе.
Bibliography:Библиогр.: 28 назв.
ISSN:1999-6195