Совершенствование навыков координации и равновесия у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата за счет включения элементов лечебной физической культуры в структуру академических занятий по физическому воспитанию

В настоящее время актуальной остается проблема ухудшения здоровья студентов вузов, что приводит к снижению трудоспособности и нарушению социальной адаптации части выпускников. Было предложено внедрить занятия лечебной физической культурой (ЛФК) в систему физического воспитания студентов. Цель -...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры Т. 94, № 1. С. 36-40
Main Author: Капилевич, Леонид Владимирович 1963-
Other Authors: Давлетьярова, Ксения Валентиновна 1982-, Овчинникова, Наталия Андреевна
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000624972
Перейти в каталог НБ ТГУ
LEADER 07738nab a2200361 c 4500
001 vtls000624972
003 RU-ToGU
005 20231114122406.0
007 cr |
008 180416|2017 ru s c rus d
024 7 |a 10.17116/kurort201794136-40  |2 doi 
035 |a to000624972 
039 9 |a 201805080652  |b 100  |c 201804260957  |d cat202  |c 201804161829  |d VLOAD  |y 201804161721  |z Александр Эльверович Гилязов 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Капилевич, Леонид Владимирович  |d 1963-  |9 66931 
245 1 0 |a Совершенствование навыков координации и равновесия у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата за счет включения элементов лечебной физической культуры в структуру академических занятий по физическому воспитанию  |c Л. В. Капилевич, К. В. Давлетьярова, Н. А. Овчинникова 
246 1 1 |a The improvement of the abilities to maintain motor coordination and equilibrium in the students presenting with the functional disorders of the musculoskeletal system by introducing the elements of therapeutic physical training into the structure of academic schedule of physical education 
504 |a Библиогр.: 8 назв. 
520 3 |a В настоящее время актуальной остается проблема ухудшения здоровья студентов вузов, что приводит к снижению трудоспособности и нарушению социальной адаптации части выпускников. Было предложено внедрить занятия лечебной физической культурой (ЛФК) в систему физического воспитания студентов. Цель - исследовать эффективность совершенствования навыков координации и равновесия у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) за счет включения элементов ЛФК в структуру академических занятий по физическому воспитанию. Материал и методы. В исследование вошли 49 студентов, которые были разделены на 2 группы: основную и контрольную. В основную группу были включены 32 студента (мужчины) в возрасте 18-19 лет с нарушениями ОДА (сколиоз 3-й степени, остеохондропатия, остеохондроз). Основная группа занималась по учебной программе, направленной на повышение двигательных навыков студентов, с включением элементов ЛФК. В контрольную группу вошли 17 студентов аналогичного возраста без нарушений ОДА, которые посещали занятия по физическому воспитанию по традиционной программе. Оценка координационных способностей и равновесия выполнялась с помощью стабилографического анализатора Стабилан-1. Выполнялись проба Ромберга с открытыми и закрытыми глазами и тест на устойчивость. Результаты и обсуждение. В начале учебного года большинство показателей у студентов с нарушениями ОДА (разброс во фронтальной и сагиттальной плоскостях, площадь эллипса, средняя скорость перемещения центра давления и качество функции равновесия) достоверно отличались (p<0,05) от аналогичных значений контрольной группы. После занятий по учебной программе с включением элементов ЛФК в течение учебного года в основной группе было отмечено существенное улучшение: наблюдалось возрастание качества функции равновесия, снижение разброса во фронтальной плоскости и скорости перемещения центра давления, а также уменьшение площади эллипса. Показатели смещались в направлении значений, характерных для контрольной группы. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют, что включение элементов ЛФК в систему занятий по физическому воспитанию для студентов с нарушениями ОДА оказывает положительное влияние на параметры устойчивости при поддержании позы, а также на показатели равновесия в целом. Это проявлялось в снижении амплитуды и скорости колебаний центра давления, уменьшении площади проекции его перемещений, а также в увеличении показателя качества функции равновесия, который характеризует эффективность подержания позы. Кроме того, наблюдается снижение отношения величин разбросов во фронтальной и сагиттальной плоскостях, а также уменьшение роли зрительного контроля в поддержании равновесия. Полученные результаты позволяют рекомендовать использование элементов ЛФК в учебном процессе студентов с нарушениями ОДА. 
653 |a студенты 
653 |a координация движений 
653 |a нарушения опорно-двигательного аппарата 
653 |a лечебная физическая культура 
653 |a физическое воспитание студентов 
655 4 |a статьи в журналах  |9 879358 
700 1 |a Давлетьярова, Ксения Валентиновна  |d 1982-  |9 88062 
700 1 |a Овчинникова, Наталия Андреевна  |9 479521 
773 0 |t Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры  |d 2017  |g Т. 94, № 1. С. 36-40  |x 0042-8787 
852 4 |a RU-ToGU 
856 7 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000624972 
856 |y Перейти в каталог НБ ТГУ  |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=430107 
908 |a статья 
999 |c 430107  |d 430107