Формирование профессиональных компетенций специалиста посредством фразеологии библейской этимологии

Рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности у студентов филологов, религиоведов, культурологов, которая, по нашему мнению, предполагает не только передачу филологических знаний и знаний о ценностях и идеалах общечеловеческой и национальной культуры, но и: а) формировани...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Язык и культура № 40. С. 91-102
Main Author: Федуленкова, Татьяна Николаевна
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000621379
Перейти в каталог НБ ТГУ
LEADER 10344nab a2200349 c 4500
001 vtls000621379
003 RU-ToGU
005 20230319212013.0
007 cr |
008 180215|2017 ru s c rus d
024 7 |a 10.17223/19996195/40/7  |2 doi 
035 |a to000621379 
039 9 |a 201802160935  |c 201802151054  |d VLOAD  |y 201802151049  |z Александр Эльверович Гилязов 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Федуленкова, Татьяна Николаевна  |9 362746 
245 1 0 |a Формирование профессиональных компетенций специалиста посредством фразеологии библейской этимологии  |c Т. Н. Федуленкова 
246 1 1 |a Professional competence haping of students through phraseology of biblical etymology 
504 |a Библиогр.: 14 назв. 
520 3 |a Рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности у студентов филологов, религиоведов, культурологов, которая, по нашему мнению, предполагает не только передачу филологических знаний и знаний о ценностях и идеалах общечеловеческой и национальной культуры, но и: а) формирование у студента социально значимых качеств, как-то: чувство долга, толерантности, отзывчивости, милосердия, сострадания, веры в доброе начало человека; б) формирование у студента его социальной позиции, воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности; в) привитие умений и навыков межличностного общения, социально одобряемого и социально активного поведения. В этой работе большую роль может сыграть библейская фразеология изучаемого иностранного языка. Причину такой действенности этих языковых единиц видим в том, что библеизмы представляют собой сокровищницу моральных и духовных ценностей, проверенных социальным опытом, т.е. уроками, извлеченными эмпирическим путем из жизни ряда поколений. Формирование филологических компетенций осуществляется в процессе обучения, состоящего из трех уровней: ознакомительного, репродуктивного и продуктивного, которые вместе с общекультурными компетенциями составляют профессиональную компетентность студентов. Особое внимание уделяется такому качеству современного образования, как результативность, в связи с чем подчеркивается необходимость перехода к организации учебного процесса в русле личностно ориентированной и компетентностно ориентированной парадигмы. При этом образование нацеливается на получение ожидаемых результатов в виде компетенций, перечень которых приводится в работе, позволяющих их применять в течение всей жизни. Указывается на насущную необходимость восстановления приоритета воспитания в образовании, что отвечает современному пониманию качества образования, так как имеет принципиальное значение для развития общества. В исследовательском разделе эксплицируется понимание воспитательного потенциала библейской фразеологии. Автор аргументирует конкретными контекстуальными иллюстрациями мысль о том, что этическая ценность, эмоциональная насыщенность и образность библейской фразеологии способствовали ее становлению как неотъемлемой части ряда функциональных стилей современных европейских языков, помогли приобрести неоспоримую дискурсивную валидность и несомненную нравственную значимость в обучении иностранному языку будущих учителей, совершенствовании их лингвистических компетенций. При этом автор обращает внимание на коннотативную асимметрию библейской фразеологии, значимую для выбора фразеологической единицы в дискурсе, делится опытом работы со студентами Гуманитарного института. Предложен проспект специального курса по изучению библейской фразеологии, в котором указывается распределение часов на лекции, практические и семинарские занятия, а также дозируется время для аудиторных и самостоятельных занятий студентов. В работе лектор найдет рекомендации сосредоточиться на важнейших, связанных с формированием необходимых компетенций темах, затрагивающих источники пополнения фразеологического фонда современного английского языка; проблемах фразеологической номинации, системности во фразеологии, классификации библейской фразеологии, символического переосмысления и вариантности библейских фразеологизмов; вопросах структурно-семантической и тематической рубрикации библейских фразеологизмов, культурологического фона и нравственно-этического потенциала английской фразеологии библейского происхождения. Памятуя о том, что количество компетенций в научной литературе варьирует от нескольких единиц до полутора сотен, автор сосредоточивает свое внимание на формировании собственно профессиональных, или филологических, компетенций, которые в результате лингводидактического анализа подвергаются следующей рубрикации: структурные компетенции, вариантностные компетенции, семантические компетенции, стилистические компетенции, функциональные компетенции.  
520 3 |a Излагаются результаты экспериментального исследования и формулируются выводы, полученные в ходе работы: а) о лингводидактической востребованности воспитательного потенциала фразеологии библейской этимологии; б) об эффективности дидактического модуля обучения английской фразеологии библейской этимологии, основанного на трех уровнях, как средства формирования профессиональных компетенций специалистов по филологии, религиоведов и культурологов; в) о дискурсивно-коммуникативном потенциале фразеологии библейской этимологии как неисчерпаемом источнике интенсификации формирования компетенций у студентов-гуманитариев. 
653 |a профессиональная компетентность 
653 |a английский язык 
653 |a фразеологические единицы 
653 |a библейская этимология 
653 |a высшее образование 
655 4 |a статьи в журналах  |9 879358 
773 0 |t Язык и культура  |d 2017  |g № 40. С. 91-102  |x 1999-6195  |w 0210-44960 
852 4 |a RU-ToGU 
856 7 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000621379 
856 |y Перейти в каталог НБ ТГУ  |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=430447 
908 |a статья 
999 |c 430447  |d 430447