Дидактический потенциал телетандемного метода изучения иностранных языков для развития иноязычной и межкультурной компетенций обучающихся

Рассмотрена организация взаимообучения носителей разных языков через средства ИКТ - телетандем, инновационную форму обучения, предполагающую взаимодействие культур и характеризующуюся автономией обучающихся и личной ориентированностью процесса обучения. В основе инновационной формы обучения леж...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Язык и культура № 43. С. 185-198
Main Author: Назаренко, Алла Леонидовна
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000647907
Перейти в каталог НБ ТГУ
Description
Summary:Рассмотрена организация взаимообучения носителей разных языков через средства ИКТ - телетандем, инновационную форму обучения, предполагающую взаимодействие культур и характеризующуюся автономией обучающихся и личной ориентированностью процесса обучения. В основе инновационной формы обучения лежит деятельностный подход. Эта форма обучения ориентирована на учащегося, его личную постоянную активность и представляет собой самостоятельный / автономный учебный процесс двух индивидов, оба из которых являются субъектами обучения. Все эти характеристики делают телетандемное обучение максимально отвечающим требованиям к образовательному процессу, сформулированным в ФГОС третьего поколения. В статье дается краткая история применения тандемного метода в области изучения иностранных языков и рассмотрена эволюция его трактовки. Подчеркивается гибкость метода, дающая возможность многочисленных модификаций. Подробно рассматриваются основные дидактические принципы тандемного обучения: автономность, языковой паритет и взаимность или обоюдность. Особое внимание уделено рассмотрению дидактического потенциала и преимуществ метода тандема для развития коммуникативной иноязычной и межкультурной компетенций. Описываются экспериментальный проект телетандемного обучения английскому и русскому языкам на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ в сотрудничестве с американскими университетами, его организация, цели, предметное содержание, особенности проведения. Обсуждаются полученные результаты (организационные и мотивационные факторы в проекте, оценка успешности по параметру «удовлетворенности студента») и приводятся отзывы участников как основа оценки качества и успешности проекта. На основании полученных результатов и наблюдений делаются выводы: о телетандеме как прогрессивном инновационном методе обучения иностранным языкам, создающим для этого благоприятные дидактические условия (равноценные субъект-субъектные отношения партнеров, мотивация, преодоление языкового барьера вследствие отсутствия страха говорить на иностранном языке и др.); о возможности использования в нем передовых педагогических технологий, таких как автономность обучающихся, работа в команде, обучение в сотрудничестве; о развитии всех составляющих коммуникативной компетенции на изучаемом языке при обучении методом телетандема; об изучении иностранного языка в контексте иноязычной культуры, возможности углубить взаимопонимание между носителями разных языков и культур, увидеть общие черты в разных культурных мирах и развитии межкультурной компетенции; о личностно ориентированном характере и гуманистической сущности телетандемного обучения.
Bibliography:Библиогр.: 13 назв.
ISSN:1999-6195