Лингвокультурная динамика и образовательный процесс

Какова степень воздействия лингвистического фактора на этнокультурные процессы? Как образование влияет на лингвокультурную динамику? В каких случаях такое воздействие имеет ценностный характер, а в каких - преимущественно инструментальный? Возможны ли ситуации, когда лингвокультурные процессы пр...

Полное описание

Библиографическая информация
Опубликовано в: :Язык и культура № 43. С. 199-216
Главный автор: Савченко, Ирина Александровна
Другие авторы: Викулина, Мария Анатольевна
Формат: Статья в журнале
Язык:Russian
Предметы:
Online-ссылка:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000647908
Перейти в каталог НБ ТГУ
LEADER 05787nab a2200361 c 4500
001 vtls000647908
003 RU-ToGU
005 20230319214108.0
007 cr |
008 190129|2018 ru s c rus d
024 7 |a 10.17223/19996195/43/13  |2 doi 
035 |a to000647908 
039 9 |a 201901311553  |c 201901291315  |d VLOAD  |y 201901291303  |z Александр Эльверович Гилязов 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Савченко, Ирина Александровна  |9 93057 
245 1 0 |a Лингвокультурная динамика и образовательный процесс  |c И. А. Савченко, М. А. Викулина 
246 1 1 |a Linguocultural dynamics and educational process 
504 |a Библиогр.: 37 назв. 
520 3 |a Какова степень воздействия лингвистического фактора на этнокультурные процессы? Как образование влияет на лингвокультурную динамику? В каких случаях такое воздействие имеет ценностный характер, а в каких - преимущественно инструментальный? Возможны ли ситуации, когда лингвокультурные процессы протекают автономно по отношению к культурной политике, идеологии и образовательной стратегии? Именно на эти вопросы пытаются дать ответ авторы настоящей статьи. В данной работе уточняется понятие и конкретизируются основные элементы концептосферы, такие как языковое сознание и лингвокультурная идентичность, которые, несмотря на свою противоречивость и неоднозначность, составляют ценностное ядро лингвистического фактора этнокультурной динамики и находят отражение в системах школьного и вузовского образования. Показывается, что в тех случаях, когда язык становится орудием политической борьбы и именно в этом качестве используется в образовании, для участвующих в противостоянии политических сил ценностные потенциалы языка, как правило, малозначительны. В подобных обстоятельствах преобладают инструментальные проявления лингвистического фактора в образовании и социокультурных трансформациях. Современная образовательная парадигма ориентирована на научное знание и производные от него умения и навыки, овладение которыми, увы, нередко превращается в постижение изолированных фактов. Зачастую они усваиваются поверхностно, минуя сознание и личность обучающегося. Взамен таких изолированных фактов в образовательную систему ряда сообществ внедряется целостная система представлений, правда, основанная на иллюзорных, а не реальных фактах, например об истории народа, происхождении его языка, о родственных ему этносах. В данных обстоятельствах дифференциация ценностных и инструментальных факторов этнокультурной и образовательной динамики затруднена, и такой феномен требует дальнейшего осмысления в педагогической теории. Между тем, как бы ни развивались духовные, социальные, политические процессы в обществе, язык всегда и при различных вариантах развития событий остается одним из значимых факторов этнокультурной динамики и важнейшей составляющей образовательного процесса. 
653 |a образовательный процесс 
653 |a этнокультурная динамика 
653 |a лингвокультурная идентичность 
653 |a языковое сознание 
653 |a культурная политика 
653 |a культурное манипулирование 
655 4 |a статьи в журналах  |9 879358 
700 1 |a Викулина, Мария Анатольевна  |9 362747 
773 0 |t Язык и культура  |d 2018  |g № 43. С. 199-216  |x 1999-6195  |w 0210-44960 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000647908 
856 |y Перейти в каталог НБ ТГУ  |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=446581 
908 |a статья 
999 |c 446581  |d 446581