Измерение лексического компонента языковой способности: выбор, определение и комбинаторика единиц

Проблематика статьи находится в русле решения актуальной проблемы разработки системы тестирования языковой способности человека. Исследование выполнено на основе применения методологии психолингвистики, которая позволяет соотнести структуру языковой способности со структурой речевой деятельности и с...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Язык и культура № 45. С. 64-77
Main Author: Душейко, Александра Суфуатовна
Other Authors: Резанова, Зоя Ивановна
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000659414
LEADER 05661nab a2200325 c 4500
001 vtls000659414
003 RU-ToGU
005 20241104203723.0
007 cr |
008 190624|2019 ru s c rus d
024 7 |a 10.17223/19996195/45/5  |2 doi 
035 |a to000659414 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Душейко, Александра Суфуатовна 
245 1 0 |a Измерение лексического компонента языковой способности: выбор, определение и комбинаторика единиц  |c А. С. Душейко, З. И. Резанова 
246 1 1 |a Measuring the lexical component of the language faculty: selection, definition and combination of lexical items 
504 |a Библиогр.: 38 назв. 
520 3 |a Проблематика статьи находится в русле решения актуальной проблемы разработки системы тестирования языковой способности человека. Исследование выполнено на основе применения методологии психолингвистики, которая позволяет соотнести структуру языковой способности со структурой речевой деятельности и системой языка, что обусловливает выделение компонентов языковой способности, соответствующих уровневому членению языка и речи. Лексический компонент языковой способности интерпретируется не только как динамическая система словарных единиц, которыми человек владеет, но и как способность человека оперировать данными единицами в различных условиях коммуникации, основывающаяся в значительной степени на знании семантики слова и его комбинаторных возможностей. В статье представлены результаты разработки тестов, направленных на выявление парадигматического и синтагматического аспектов лексического компонента языковой способности, а также результатов тестирования испытуемых разных возрастных групп на основе соотнесенных тестов. Основной тест является авторской адаптацией словарных шкал Милл Хилл (The Mill Hill Vocabulary Scale) применительно к материалу русского языка. Тест направлен на выявление репродуктивного аспекта владением лексикой как базового компонента языковой способности с минимальным вовлечением продуктивной деятельности, включает задания на поиск синонимов к слову-стимулу из предложенных шести слов сета и на формулировку определений к данным словам. Данный тест был дополнен тестовыми заданиями построения словосочетаний со словами-стимулами, т.е. заданиями, направленными на тестирование владения испытуемыми способностью комбинировать соответствующие единицы. Результативность применения тестов была апробирована в группах респондентов, находящихся на разных этапах формирования языковой способности, первое задание тестировалось в группах школьников 3–11-х классов, студентов; второе и третье задание – в двух группах школьников 3-х и 5-х классов. Полученные данные, которые обрабатывались в Microsoft Office Excel, выявили нелинейный характер возрастания процентного соотношения количества правильных ответов в группах старших школьников при выполнении трех типов заданий, снижение показателей, связанных с оценкой порождающей деятельности респондентов исследуемых групп. 
653 |a русский язык 
653 |a языковая способность 
653 |a лексические элементы 
653 |a тестирование 
653 |a лексические нормы 
655 4 |a статьи в журналах 
700 1 |a Резанова, Зоя Ивановна 
773 0 |t Язык и культура  |d 2019  |g № 45. С. 64-77  |x 1999-6195  |w 0210-44960 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000659414 
908 |a статья 
999 |c 457823  |d 457823