|
|
|
|
LEADER |
05661nab a2200325 c 4500 |
001 |
vtls000659414 |
003 |
RU-ToGU |
005 |
20241104203723.0 |
007 |
cr | |
008 |
190624|2019 ru s c rus d |
024 |
7 |
|
|a 10.17223/19996195/45/5
|2 doi
|
035 |
|
|
|a to000659414
|
040 |
|
|
|a RU-ToGU
|b rus
|c RU-ToGU
|
100 |
1 |
|
|a Душейко, Александра Суфуатовна
|
245 |
1 |
0 |
|a Измерение лексического компонента языковой способности: выбор, определение и комбинаторика единиц
|c А. С. Душейко, З. И. Резанова
|
246 |
1 |
1 |
|a Measuring the lexical component of the language faculty: selection, definition and combination of lexical items
|
504 |
|
|
|a Библиогр.: 38 назв.
|
520 |
3 |
|
|a Проблематика статьи находится в русле решения актуальной проблемы разработки системы тестирования языковой способности человека. Исследование выполнено на основе применения методологии психолингвистики, которая позволяет соотнести структуру языковой способности со структурой речевой деятельности и системой языка, что обусловливает выделение компонентов языковой способности, соответствующих уровневому членению языка и речи. Лексический компонент языковой способности интерпретируется не только как динамическая система словарных единиц, которыми человек владеет, но и как способность человека оперировать данными единицами в различных условиях коммуникации, основывающаяся в значительной степени на знании семантики слова и его комбинаторных возможностей. В статье представлены результаты разработки тестов, направленных на выявление парадигматического и синтагматического аспектов лексического компонента языковой способности, а также результатов тестирования испытуемых разных возрастных групп на основе соотнесенных тестов. Основной тест является авторской адаптацией словарных шкал Милл Хилл (The Mill Hill Vocabulary Scale) применительно к материалу русского языка. Тест направлен на выявление репродуктивного аспекта владением лексикой как базового компонента языковой способности с минимальным вовлечением продуктивной деятельности, включает задания на поиск синонимов к слову-стимулу из предложенных шести слов сета и на формулировку определений к данным словам. Данный тест был дополнен тестовыми заданиями построения словосочетаний со словами-стимулами, т.е. заданиями, направленными на тестирование владения испытуемыми способностью комбинировать соответствующие единицы. Результативность применения тестов была апробирована в группах респондентов, находящихся на разных этапах формирования языковой способности, первое задание тестировалось в группах школьников 3–11-х классов, студентов; второе и третье задание – в двух группах школьников 3-х и 5-х классов. Полученные данные, которые обрабатывались в Microsoft Office Excel, выявили нелинейный характер возрастания процентного соотношения количества правильных ответов в группах старших школьников при выполнении трех типов заданий, снижение показателей, связанных с оценкой порождающей деятельности респондентов исследуемых групп.
|
653 |
|
|
|a русский язык
|
653 |
|
|
|a языковая способность
|
653 |
|
|
|a лексические элементы
|
653 |
|
|
|a тестирование
|
653 |
|
|
|a лексические нормы
|
655 |
|
4 |
|a статьи в журналах
|
700 |
1 |
|
|a Резанова, Зоя Ивановна
|
773 |
0 |
|
|t Язык и культура
|d 2019
|g № 45. С. 64-77
|x 1999-6195
|w 0210-44960
|
852 |
4 |
|
|a RU-ToGU
|
856 |
4 |
|
|u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000659414
|
908 |
|
|
|a статья
|
999 |
|
|
|c 457823
|d 457823
|