Итог: | Представлены результаты исследования, направленного на поиск связи между показателями интеллекта (общего, социального, эмоционального) и типологическими признаками стратегий самоосуществления, доминирующих у студентов томских вузов. Обсуждается проблема соответствия методического инструментария, позволяющего выявлять особенности различных видов интеллекта, операционализированных на предыдущих стадиях развития психологии, тем типологическим параметрам самоосуществления, которые выделяются в исследованиях, ориентированных на реализацию методологических установок постнеклассического уровня. Авторами было установлено, что доминирование у молодых людей стратегии самоосуществления «восхождение» взаимосвязано со способностью управлять эмоциями других людей, с готовностью к партнерству и с отсутствием склонности к избеганию конфликтных ситуаций. В ходе исследования также была выявлена определенная дефицитарность устойчивости жизненного мира студентов, причем у значительной части молодых людей эта устойчивость имеет низкий и средний уровень; слабо выражена способность управлять собой и собственной жизнью. Полученные данные подчеркивают актуальность психолого-образовательного сопровождения актуализации и развития рефлексивных способностей молодых людей, обучающихся в вузе, как эффективному условию формирования рефлексивной позиции по отношению к собственному жизнетворчеству. Опираясь на объяснительные принципы системной антропологической психологии, в качестве ключевого направления разработки и апробации различных форм такого сопровождения, ориентированного на формирование нового смыслового измерения, авторы применили актуализацию внутренних ресурсов личностного потенциала молодых людей для более эффективного самоосуществления с учетом особенностей их интеллектуального развития.
|