Воспоминания о чудесах и камланиях эскимосского шамана: современная атомизация ритуальной жизни и постсоветская ностальгия

В первой половине 1970-х гг. в преимущественно эскимосском прибрежном селе Новое Чаплино (Чукотка) умер шаман по имени Аг'лю, о котором у его современников сохранилось множество воспоминаний. Аг'лю является, с одной стороны, героем современного мифа, а с другой - героем относительно не...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Сибирские исторические исследования № 2. С. 229-250
Main Author: Опарин, Дмитрий Анатольевич
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000723168
Перейти в каталог НБ ТГУ
LEADER 03847nab a2200373 c 4500
001 vtls000723168
003 RU-ToGU
005 20230319221043.0
007 cr |
008 200724|2020 ru s c rus d
024 7 |a 10.17223/2312461X/28/14  |2 doi 
035 |a to000723168 
039 9 |a 202007291059  |c 202007241307  |d VLOAD  |y 202007241249  |z Александр Эльверович Гилязов 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Опарин, Дмитрий Анатольевич  |9 391647 
245 1 0 |a Воспоминания о чудесах и камланиях эскимосского шамана: современная атомизация ритуальной жизни и постсоветская ностальгия  |c Д. А. Опарин 
246 1 1 |a Memories of the miracles and ecstatic séances of the Siberian Yupik shaman: contemporary atomization of ritual life and post-Soviet nostalgia 
504 |a Библиогр.: с. 246-248 
520 3 |a В первой половине 1970-х гг. в преимущественно эскимосском прибрежном селе Новое Чаплино (Чукотка) умер шаман по имени Аг'лю, о котором у его современников сохранилось множество воспоминаний. Аг'лю является, с одной стороны, героем современного мифа, а с другой - героем относительно недавнего советского прошлого. Он уважаемый шаман, воплощение традиции и чудесного дара, свойственного отдельным эскимосам, и одновременно фокусник, шулер, обманщик, любивший выпить и всегда нуждавшийся в деньгах для того, чтобы опохмелиться. Собранные зимой 2020 г. воспоминания о подпольных шаманских камланиях послевоенного времени и анекдотических чудесах, творимых Аг'лю, рассматриваются в контексте современной рефлексии о «старой жизни» и постсоветской ностальгии по чувству общности и ритуальной насыщенности, имевших место в тот период. Почему Аг'лю называли «сильнейшим шаманом», а живших позже знающих эскимосов шаманами не называли? Что нам говорят мемораты о шаманах о ритуальной динамике в прибрежной Чукотке? Можем ли мы писать об исчезновении шаманизма у азиатских эскимосов, или похороны этой традиции преждевременны? 
653 |a шаманизм 
653 |a Чукотка 
653 |a эскимосы 
653 |a советский период 
653 |a мемораты о шаманах 
653 |a анимизм 
653 |a духи 
653 |a ностальгия 
655 4 |a статьи в журналах  |9 879358 
773 0 |t Сибирские исторические исследования  |d 2020  |g № 2. С. 229-250  |x 2312-461X  |w to000470874 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000723168 
856 |y Перейти в каталог НБ ТГУ  |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=470136 
908 |a статья 
999 |c 470136  |d 470136