Summary: | Статья посвящена выявлению особенностей этнической и идеологической идентичности, их взаимосвязей в структуре социальной идентичности у студентов различных этнокультурных групп в поликультурном пространстве университета. Существует предположение, что этнический и идеологический компоненты в структуре социальной идентичности студентов различаются в силу культуральной обусловленности и могут претерпевать определенные трансформации в поликультурном пространстве образовательной среды. В исследовании участвовали 141 студент (48 участников – представители российской культуры, 45 участников – представители европейской культуры (итальянцы, французы, англичане, испанцы) и 48 участников – представители китайской культуры). Использовались психодиагностические методики: опросник «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд, модификация Т.В. Румянцевой), опросник «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова), опросник «Шкала идеологической эго-идентичности» (OMEIS-R, Дж.Р. Адамс, адаптированный Т.А. Гавриловой и Е.В. Глушак). Определено, что для студентов всех этнокультурных групп характерна позитивная этническая идентичность. Социальная идентификация более значимо представлена в структуре идентичности российских студентов. Установлены различия в показателях идеологической идентичности, что указывает на разную степень активности и кризисности развития идентичности у студентов культурных групп, при этом более высокие показатели всех статусов идентичности выявлены у студентов китайской выборки. Определены содержательные особенности факторной структуры социальной идентичности в культуральных группах студентов.
|