"Крест золотой митрополита": к вопросу о прочтении одного источника

Одним из ценных источников по истории Русской церкви XIV в. являются записи из Ватиканского греческого сборника, описанного В.Н. Бенешевичем. М.Д. Приселков, опубликовавший записи, дал им название «Отрывки В.Н. Бенешевича». В записи № 10 упоминается золотой митрополичий крест, хранившийся у кня...

Полное описание

Библиографическая информация
Опубликовано в: :Русин Т. 61. С. 24-40
Главный автор: Абеленцева, Ольга Алексеевна
Формат: Статья в журнале
Язык:Russian
Предметы:
Online-ссылка:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000788675
Перейти в каталог НБ ТГУ
Описание
Итог:Одним из ценных источников по истории Русской церкви XIV в. являются записи из Ватиканского греческого сборника, описанного В.Н. Бенешевичем. М.Д. Приселков, опубликовавший записи, дал им название «Отрывки В.Н. Бенешевича». В записи № 10 упоминается золотой митрополичий крест, хранившийся у князя Дмитрия. М.Д. Приселков отождествил Дмитрия с сыном князя Гедимина Любартом, принявшим после крещения имя Дмитрий. По мнению исследователя, Любарт хранил крест литовского митрополита Феофила после его кончины, что свидетельствует о ликвидации Литовской митрополии не позднее 1330 г. Автор предлагаемой статьи обратился к изучению спорных вопросов, касающихся происхождения Любарта-Дмитрия, его родственных связей и раннего периода биографии, чтобы установить: 1) насколько обоснованно предположение о получении Любартом-Дмитрием регалии литовского митрополита Феофила; 2) позволяют ли имеющиеся в записи данные говорить о ликвидации Литовской митрополии к 1330 г. Автор приходит к следующим выводам: 1) имеющиеся данные о родственных связях Любарта-Дмитрия с Романовичами во многом гипотетичны; характер этих связей точно не установлен, но его признание в качестве легитимного правителя после смерти Юрия II Болеслава и длительная борьба за галицко-волынское наследство свидетельствуют о том, что они существовали; 2) территории Литовской митрополии не были подвластны Любарту, и отсутствовали какие-либо основания для передачи ему креста литовского митрополита. В качестве альтернативной гипотезы в статье указано на связь Любарта с Луцкой кафедрой, глава которой Федор был единственным епископом, участвовавшим в погребении митрополита Петра. По предположению автора, митрополит Петр через епископа Федора передал наследникам Романовичей золотой крест, врученный ему князем Юрием I Львовичем перед поездкой в Константинополь на поставление в галицкие митрополиты.
Библиография:Библиогр.: 66 назв.
ISSN:1857-2685