Психологическое исследование одаренности: проблема теории и метода

Представлены результаты исследования современного состояния проблемы одаренности в психологии. Утверждается, что при обращении к анализу феномена одаренности исследователями в первую очередь ставится вопрос о достижениях человека как показателе, в котором одаренность проявляется, а также в котором о...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Сибирский психологический журнал № 79. С. 30-47
Main Author: Мазилов, Владимир Александрович
Other Authors: Слепко, Юрий Николаевич
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000563236
LEADER 03867nab a2200361 c 4500
001 koha000563236
005 20241016181707.0
007 cr |
008 210414|2021 ru s c rus d
024 7 |a 10.17223/17267080/79/3  |2 doi 
035 |a koha000563236 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Мазилов, Владимир Александрович 
245 1 0 |a Психологическое исследование одаренности: проблема теории и метода  |c В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко 
246 1 1 |a Psychological research of giftedness: the problem of theory and method 
336 |a Текст 
337 |a электронный 
504 |a Библиогр.: 29 назв. 
520 3 |a Представлены результаты исследования современного состояния проблемы одаренности в психологии. Утверждается, что при обращении к анализу феномена одаренности исследователями в первую очередь ставится вопрос о достижениях человека как показателе, в котором одаренность проявляется, а также в котором обнаруживаются различия между людьми в уровне развития одаренности. Анализ показал, что в настоящее время в психологии преобладают три подхода, в которых одаренность рассматривается с принципиально разных позиций. В первом одаренность сводится к феномену креативности (творческие способности), во втором - к феномену интеллекта (уровень IQ и отдельных интеллектуальных способностей). Третий подход направлен на преодоление сведения проблемы одаренности к какому-либо одному показателю и предполагает включение в исследовательский план множества переменных (когнитивных, личностных, социальных и пр.). Формулируется идея, что слабость современных подходов к изучению одаренности, моделей ее диагностики объясняется отсутствием теории одаренности, в которой непротиворечиво раскрывалась бы связь способностей и одаренности человека. Утверждается, что теория способностей и одаренности В.Д. Шадрикова позволяет решить ряд методологических, теоретических и экспериментальных проблем исследования одаренности. 
653 |a одаренность 
653 |a достижения 
653 |a творчество 
653 |a интеллект 
653 |a способности 
653 |a теория способностей 
653 |a теория одаренности 
655 4 |a статьи в журналах 
700 1 |a Слепко, Юрий Николаевич 
773 0 |t Сибирский психологический журнал  |d 2021  |g  № 79. С. 30-47  |x 1726-7080  |w 0088-39560 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000563236 
908 |a статья 
999 |c 563236  |d 563236