Создание культурологической среды в реализации языкового образования в неязыковых вузах
Представлены результаты исследования по конструированию и апробации авторской модели создания культурологической среды в реализации языкового образования в неязыковом вузе, ориентированной как на изучение неродной культуры, так и на ценностное самоопределение обучающихся, сохранение собственной...
Published in: | Язык и культура № 53. С. 238-254 |
---|---|
Main Author: | |
Other Authors: | |
Format: | Article |
Language: | Russian |
Subjects: | |
Online Access: | http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000564175 Перейти в каталог НБ ТГУ |
LEADER | 06275nab a2200337 c 4500 | ||
---|---|---|---|
001 | koha000564175 | ||
005 | 20230807154637.0 | ||
007 | cr | | ||
008 | 210428|2021 ru s c rus d | ||
024 | 7 | |a 10.17223/19996195/53/15 |2 doi | |
035 | |a koha000564175 | ||
040 | |a RU-ToGU |b rus |c RU-ToGU | ||
100 | 1 | |a Морозова, Анна Леонидовна |9 562034 | |
245 | 1 | 0 | |a Создание культурологической среды в реализации языкового образования в неязыковых вузах |c А. Л. Морозова, Т. А. Костюкова |
246 | 1 | 1 | |a Сultural environment establishment in language education in non-linguistic universities |
336 | |a Текст | ||
337 | |a электронный | ||
504 | |a Библиогр.: 25 назв. | ||
520 | 3 | |a Представлены результаты исследования по конструированию и апробации авторской модели создания культурологической среды в реализации языкового образования в неязыковом вузе, ориентированной как на изучение неродной культуры, так и на ценностное самоопределение обучающихся, сохранение собственной уникальности в культурологическом пространстве. Методологической базой исследования выступили основные положения культурологического, компетентностного и коммуникативного подходов. Дан анализ трактовки, объема и содержания понятия культурологической среды в условиях языкового образования в неязыковом вузе, представленного как совокупность учебно-предметных, культурологических и духовно-нравственных компонентов, с которыми постоянно взаимодействуют все участники образовательного процесса, являющиеся конфидентами разных народов и этносов. Обоснованы принципы отбора модельного содержания языкового образования (погружение в культуру изучаемого языка, функционализма, культурологической самоидентификации и др.). Для создания культурологической среды содержания языкового образования выделены и апробированы три этапа опытно-экспериментальной части исследования, включающие: 1-й этап (подготовительный) - обеспечение взаимодействия культурологического, духовно-нравственного и профессионального аспектов языкового образования в ходе концептуализации содержания; 2-й этап - реализация всех компонентов модели путем активного вовлечения студентов в изучение многообразия культур через использование различных образовательных технологий; 3-й этап (заключительный) - изучение результативности разработанной модели. Уточнены оптимальные методы обучения языку (развитие критического мышления; коммуникативный; погружения), направленные на совершенствование уровня владения студентами культурой и языком, а также их ценностную самоидентификацию. Представлен опыт внедрения разработанной модели на примере МГИМО (Одинцовский филиал) и РЭУ им Г.В. Плеханова в 2018-2020 гг. Часть экспериментального этапа исследования пришлась на период пандемии COVID-19, и полученные результаты позволяют утверждать, что применение разработанной модели возможно как в традиционном, дистанционном, так и смешанном типах обучения. Это достигается за счет гибкости ее составных компонентов (целеполагание, содержание образования, методы обучения, диагностика результатов). Данные экспериментального исследования в целом подтверждают эффективность разработанной модели. Намечены перспективные направления дальнейшего исследования проблемы. | |
653 | |a модель культурологической среды | ||
653 | |a языковое образование | ||
653 | |a неязыковые вузы | ||
655 | 4 | |a статьи в журналах |9 879358 | |
700 | 1 | |a Костюкова, Татьяна Анатольевна |9 562036 | |
773 | 0 | |t Язык и культура |d 2021 |g № 53. С. 238-254 |x 1999-6195 | |
852 | 4 | |a RU-ToGU | |
856 | 4 | |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000564175 | |
856 | |y Перейти в каталог НБ ТГУ |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=564175 | ||
908 | |a статья | ||
039 | |z 56 |b 100 | ||
999 | |c 564175 |d 564175 |