Создание культурологической среды в реализации языкового образования в неязыковых вузах

Представлены результаты исследования по конструированию и апробации авторской модели создания культурологической среды в реализации языкового образования в неязыковом вузе, ориентированной как на изучение неродной культуры, так и на ценностное самоопределение обучающихся, сохранение собственной...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Язык и культура № 53. С. 238-254
Main Author: Морозова, Анна Леонидовна
Other Authors: Костюкова, Татьяна Анатольевна
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000564175
Перейти в каталог НБ ТГУ
LEADER 06275nab a2200337 c 4500
001 koha000564175
005 20230807154637.0
007 cr |
008 210428|2021 ru s c rus d
024 7 |a 10.17223/19996195/53/15  |2 doi 
035 |a koha000564175 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Морозова, Анна Леонидовна  |9 562034 
245 1 0 |a Создание культурологической среды в реализации языкового образования в неязыковых вузах  |c А. Л. Морозова, Т. А. Костюкова 
246 1 1 |a Сultural environment establishment in language education in non-linguistic universities 
336 |a Текст 
337 |a электронный 
504 |a Библиогр.: 25 назв. 
520 3 |a Представлены результаты исследования по конструированию и апробации авторской модели создания культурологической среды в реализации языкового образования в неязыковом вузе, ориентированной как на изучение неродной культуры, так и на ценностное самоопределение обучающихся, сохранение собственной уникальности в культурологическом пространстве. Методологической базой исследования выступили основные положения культурологического, компетентностного и коммуникативного подходов. Дан анализ трактовки, объема и содержания понятия культурологической среды в условиях языкового образования в неязыковом вузе, представленного как совокупность учебно-предметных, культурологических и духовно-нравственных компонентов, с которыми постоянно взаимодействуют все участники образовательного процесса, являющиеся конфидентами разных народов и этносов. Обоснованы принципы отбора модельного содержания языкового образования (погружение в культуру изучаемого языка, функционализма, культурологической самоидентификации и др.). Для создания культурологической среды содержания языкового образования выделены и апробированы три этапа опытно-экспериментальной части исследования, включающие: 1-й этап (подготовительный) - обеспечение взаимодействия культурологического, духовно-нравственного и профессионального аспектов языкового образования в ходе концептуализации содержания; 2-й этап - реализация всех компонентов модели путем активного вовлечения студентов в изучение многообразия культур через использование различных образовательных технологий; 3-й этап (заключительный) - изучение результативности разработанной модели. Уточнены оптимальные методы обучения языку (развитие критического мышления; коммуникативный; погружения), направленные на совершенствование уровня владения студентами культурой и языком, а также их ценностную самоидентификацию. Представлен опыт внедрения разработанной модели на примере МГИМО (Одинцовский филиал) и РЭУ им Г.В. Плеханова в 2018-2020 гг. Часть экспериментального этапа исследования пришлась на период пандемии COVID-19, и полученные результаты позволяют утверждать, что применение разработанной модели возможно как в традиционном, дистанционном, так и смешанном типах обучения. Это достигается за счет гибкости ее составных компонентов (целеполагание, содержание образования, методы обучения, диагностика результатов). Данные экспериментального исследования в целом подтверждают эффективность разработанной модели. Намечены перспективные направления дальнейшего исследования проблемы. 
653 |a модель культурологической среды 
653 |a языковое образование 
653 |a неязыковые вузы 
655 4 |a статьи в журналах  |9 879358 
700 1 |a Костюкова, Татьяна Анатольевна  |9 562036 
773 0 |t Язык и культура  |d 2021  |g  № 53. С. 238-254  |x 1999-6195 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000564175 
856 |y Перейти в каталог НБ ТГУ  |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=564175 
908 |a статья 
039 |z 56  |b 100 
999 |c 564175  |d 564175