Технический прогресс в культурно-историческом контексте

В статье рассматриваются основания, позволившие соединить идею технического прогресса с задачами общественного развития. Активное стимулирование технического прогресса началось в промышленной стадии развития, когда общество осознанно приняло его как средство своего дальнейшего исторического движен...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Вопросы философии № 12. С. 64-78
Main Author: Чешев, Владислав Васильевич 1940-
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000722173
Перейти в каталог НБ ТГУ
Description
Summary:В статье рассматриваются основания, позволившие соединить идею технического прогресса с задачами общественного развития. Активное стимулирование технического прогресса началось в промышленной стадии развития, когда общество осознанно приняло его как средство своего дальнейшего исторического движения. Интенсификация технического развития в этот период опиралась на своеобразный культурно-исторический консенсус, мировоззренческим фундаментом которого была концепция человека как самодостаточного индивида, стремящегося к максимизации пользы, и концепция прогресса как наращивания материального могущества человека в ходе овладения силами природы. В результате такого развития сложились социальные структуры общества потребления. Сегодня они сталкиваются со сложными проблемами, порожденными постиндустриальной технологической революций. Одной из них является интенсивное техногенное воздействие на человека. Внутреннее несоответствие масштабов технического роста и смысложизненных целей общества может быть преодолено с помощью нового культурно-исторического консенсуса, способного соединить технический прогресс с постиндустриальным развитием человечества. Такое общественное соглашение требует новой этики, новых социальных структур и новой элиты. Поиску решения возникшей задачи может способствовать новая антропология, способная создать образ солидарного человека в противоположность образу самодостаточного индивида, принявшего на общественном уровне предложенную Просвещением этику разумного эгоизма.
Bibliography:Библиогр.: с. 77
ISSN:0042-8744