Примитив и сверхчеловек в культурной психологии Л. С. Выготского
В западных Vygotsky studies в последние годы подвергается критике созданная Л.С. Выготским теория исторического развития человеческой психики: от «примитива», через «культурного человека» - к «сверхчеловеку» (в посмертных советских изданиях трудов Выготского редакторы заменяли этот термин на «новог...
Published in: | Сибирский психологический журнал № 82. С. 6-19 |
---|---|
Main Author: | |
Format: | Article |
Language: | Russian |
Subjects: | |
Online Access: | http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000725156 Перейти в каталог НБ ТГУ |
LEADER | 03929nab a2200385 c 4500 | ||
---|---|---|---|
001 | koha000725156 | ||
005 | 20230319234206.0 | ||
007 | cr | | ||
008 | 220113|2021 ru s c rus d | ||
024 | 7 | |a 10.17223/17267080/82/1 |2 doi | |
035 | |a koha000725156 | ||
040 | |a RU-ToGU |b rus |c RU-ToGU | ||
100 | 1 | |a Майданский, Андрей Дмитриевич |9 82656 | |
245 | 1 | 0 | |a Примитив и сверхчеловек в культурной психологии Л. С. Выготского |c А. Д. Майданский |
246 | 1 | 1 | |a The primitive and superman in L. S. Vygotsky's cultural psychology |
336 | |a Текст | ||
337 | |a электронный | ||
504 | |a Библиогр.: 15 назв. | ||
520 | 3 | |a В западных Vygotsky studies в последние годы подвергается критике созданная Л.С. Выготским теория исторического развития человеческой психики: от «примитива», через «культурного человека» - к «сверхчеловеку» (в посмертных советских изданиях трудов Выготского редакторы заменяли этот термин на «нового человека»). В понятии прими-тива усматриваются колониалистское высокомерие и расизм, а понятие сверхчеловека приписывается влиянию Ф. Ницше и марксистских революционных утопий. При этом не принимается во внимание критика Выготским современного «культурного человека». В статье выясняется действительное содержание этих понятий в теории Выготского в ходе полемики с Меган Бэнг, профессором кафедры педагогической психологии Университета Вашингтон. Определены исторические рамки существования примитивного человека: от начала трудовой деятельности - до изобретения «сигнификации». Эра сверхчеловека наступит вследствие «политехнизации труда», т.е. превращения его в прикладную науку. В «Педагогической психологии» Выготский продумывает основы политехнического обучения «завтрашнего дня», целью которого является формирование свободной, универсально развитой личности, творящей условия своей жизни и регули-рующей свои психологические функции. | |
600 | 1 | 4 | |a Бэнг, Меган |9 768905 |
600 | 1 | 4 | |a Выготский, Лев Семенович |d 1896-1934 |9 55311 |
653 | |a сигнификация | ||
653 | |a политехнизм | ||
653 | |a понятие | ||
653 | |a аффект | ||
653 | |a свобода | ||
653 | |a вершинная психология | ||
655 | 4 | |a статьи в журналах |9 879358 | |
773 | 0 | |t Сибирский психологический журнал |d 2021 |g № 82. С. 6-19 |x 1726-7080 |w 0088-39560 | |
852 | 4 | |a RU-ToGU | |
856 | 4 | |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000725156 | |
856 | |y Перейти в каталог НБ ТГУ |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=725156 | ||
908 | |a статья | ||
039 | |z 6703 | ||
999 | |c 725156 |d 725156 |