Примитив и сверхчеловек в культурной психологии Л. С. Выготского

В западных Vygotsky studies в последние годы подвергается критике созданная Л.С. Выготским теория исторического развития человеческой психики: от «примитива», через «культурного человека» - к «сверхчеловеку» (в посмертных советских изданиях трудов Выготского редакторы заменяли этот термин на «новог...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Сибирский психологический журнал № 82. С. 6-19
Main Author: Майданский, Андрей Дмитриевич
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000725156
Перейти в каталог НБ ТГУ
LEADER 03929nab a2200385 c 4500
001 koha000725156
005 20230319234206.0
007 cr |
008 220113|2021 ru s c rus d
024 7 |a 10.17223/17267080/82/1  |2 doi 
035 |a koha000725156 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Майданский, Андрей Дмитриевич  |9 82656 
245 1 0 |a Примитив и сверхчеловек в культурной психологии Л. С. Выготского  |c А. Д. Майданский 
246 1 1 |a The primitive and superman in L. S. Vygotsky's cultural psychology 
336 |a Текст 
337 |a электронный 
504 |a Библиогр.: 15 назв. 
520 3 |a В западных Vygotsky studies в последние годы подвергается критике созданная Л.С. Выготским теория исторического развития человеческой психики: от «примитива», через «культурного человека» - к «сверхчеловеку» (в посмертных советских изданиях трудов Выготского редакторы заменяли этот термин на «нового человека»). В понятии прими-тива усматриваются колониалистское высокомерие и расизм, а понятие сверхчеловека приписывается влиянию Ф. Ницше и марксистских революционных утопий. При этом не принимается во внимание критика Выготским современного «культурного человека». В статье выясняется действительное содержание этих понятий в теории Выготского в ходе полемики с Меган Бэнг, профессором кафедры педагогической психологии Университета Вашингтон. Определены исторические рамки существования примитивного человека: от начала трудовой деятельности - до изобретения «сигнификации». Эра сверхчеловека наступит вследствие «политехнизации труда», т.е. превращения его в прикладную науку. В «Педагогической психологии» Выготский продумывает основы политехнического обучения «завтрашнего дня», целью которого является формирование свободной, универсально развитой личности, творящей условия своей жизни и регули-рующей свои психологические функции. 
600 1 4 |a Бэнг, Меган  |9 768905 
600 1 4 |a Выготский, Лев Семенович  |d 1896-1934  |9 55311 
653 |a сигнификация 
653 |a политехнизм 
653 |a понятие 
653 |a аффект 
653 |a свобода 
653 |a вершинная психология 
655 4 |a статьи в журналах  |9 879358 
773 0 |t Сибирский психологический журнал  |d 2021  |g  № 82. С. 6-19  |x 1726-7080  |w 0088-39560 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000725156 
856 |y Перейти в каталог НБ ТГУ  |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=725156 
908 |a статья 
039 |z 6703 
999 |c 725156  |d 725156