Влияние результатов Галицийской операции 1914 г. на специфику развития неорусского стиля на примере археологии и иконографии Федоровского городка

Завоевание Галиции, мыслившееся как необходимый этап для принятия всех русинов Австро-Венгрии в русское подданство, повлияло на археологическую и иконографическую программу Фёдоровского городка и Ратной палаты - крупнейших памятников неорусского стиля предреволюционного времени. В статье доказыв...

Полное описание

Библиографическая информация
Опубликовано в: :Русин Т. 66. С. 14-33
Главный автор: Марков, Александр Викторович
Формат: Статья в журнале
Язык:Russian
Предметы:
Online-ссылка:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000730945
Перейти в каталог НБ ТГУ
LEADER 05694nab a2200397 c 4500
001 koha000730945
005 20230319234306.0
007 cr |
008 220127|2021 mv s c rus d
024 7 |a 10.17223/18572685/66/2  |2 doi 
035 |a koha000730945 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Марков, Александр Викторович  |9 501946 
245 1 0 |a Влияние результатов Галицийской операции 1914 г. на специфику развития неорусского стиля на примере археологии и иконографии Федоровского городка  |c А. В. Марков 
246 1 1 |a The Galician operation of 1914 and its influence on the development of the neo-Russian style: a case study of archeology and iconography of the Fedorov town 
336 |a Текст 
337 |a электронный 
504 |a Библиогр.: 16 назв. 
520 3 |a Завоевание Галиции, мыслившееся как необходимый этап для принятия всех русинов Австро-Венгрии в русское подданство, повлияло на археологическую и иконографическую программу Фёдоровского городка и Ратной палаты - крупнейших памятников неорусского стиля предреволюционного времени. В статье доказывается, что Галицийская операция и Лодзинская битва получили символический смысл при обновлении экспозиции Ратной палаты, причём первая знаменовала бесстрашие сразу при двух опасностях - военной и гражданской, а значит, необходимость обустройства славянского мира не только на имперских началах подчинения разных народов императору, но и на национальных допетровских, когда славяне, включая русинов, имели бы единый язык и единое понимание символики. Лодзинская битва подразумевала чудо, способное повлиять даже на врагов. Обе идеи, «покоя» и «чуда», оказались ключевыми при создании сложной иконографической программы росписей и интерьера Фёдоровского городка, так что настоящий смысл её выяснился только после посещения строительства императором и разговора с художниками. Анализ оригинальных документов, касающихся этого посещения, включая записи диалогов царя, и современных художественных размышлений о нём поэта Стратановского, позволяет сказать, что Фёдоровский городок представляет собой сложный диалектический синтез имперского и национального стиля, отличающийся от национального романтизма, и потому сведение Фёдоровского городка к национальному романтизму не оправдано. Напротив, образы и символы, взятые из архитектуры и книг времён первых Романовых, были актуализированы событиями Первой мировой войны, а новая программа объединения славянства, отличавшаяся от всех предыдущих, требовала их объединить особым образом, как никогда раньше. Привлечение контекстов религиозности русского символизма и влияния живописного импрессионизма позволяет уточнить эту программу и понять, как мыслил Николай II будущее русского народа, включая русинов, незадолго до политической катастрофы февраля 1917 г. 
600 0 4 |a Николай  |b II  |c император российский  |d 1868-1918  |9 88368 
653 |a неорусский стиль 
653 |a русины 
653 |a русская нация 
653 |a иконография 
653 |a национальная идеология 
653 |a Галицийская операция 
653 |a Первая мировая война 1914-1918 гг. 
653 |a Федоровский городок 
655 4 |a статьи в журналах  |9 879358 
773 0 |t Русин  |d 2021  |g Т. 66. С. 14-33  |x 1857-2685  |w to000376218 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000730945 
856 |y Перейти в каталог НБ ТГУ  |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=730945 
908 |a статья 
039
999 |c 730945  |d 730945