Предикторы психического здоровья и формирование идентичности ненецких школьников

В последние годы часть ненцев перешла на оседлый образ жизни. Не в последнюю очередь это связано с тем, что ненецкая молодежь, обучающаяся в специализированных школах-интернатах, отрывается от традициСекция 67. «Север на границах»: территории, культуры, идентичности 803 онного уклада. Школы-интерна...

Полное описание

Библиографическая информация
Опубликовано в: :XIV Конгресс антропологов и этнологов России, Томск, 6-9 июля 2021 г. : сборник материалов С. 802-803
Главный автор: Чемерской, Григорий Сергеевич
Другие авторы: Бодур, Владимир Дмитриевич
Формат: Статья в сборнике
Язык:Russian
Предметы:
Online-ссылка:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000846346
Перейти в каталог НБ ТГУ
Описание
Итог:В последние годы часть ненцев перешла на оседлый образ жизни. Не в последнюю очередь это связано с тем, что ненецкая молодежь, обучающаяся в специализированных школах-интернатах, отрывается от традициСекция 67. «Север на границах»: территории, культуры, идентичности 803 онного уклада. Школы-интернаты становятся местом перековки коренной идентичности, своеобразным культурным пограничьем, местом между традиционной ненецкой и массовой европейской культурой. В докладе обсуждается вопрос о том, как коренные подростки пытаются ответить на этот вызов, как в поисках новых эталонов они интегрируют просоциальные и девиантные образцы поведения, предлагаемые им европейской культурой. Эмпирическим основанием стало исследование, в котором приняли участие более 1000 подростов, в том числе и более 110 школьников-подростов одного из школ-интернатов Ямало-Ненецкого АО, у которых была выявлена тенденция поиска этих образцов с помощью выхода в сеть: у них доминирует именно эта форма избегающего поведения в случае неопределенности образа будущего, в ситуациях, связанных с затруднениями в формировании собственной идентичности. Однако в целом ненцы чаще (в сравнении с другими сельскими школьниками Западной Сибири) положительно отвечают на вопросы о желании быть похожим на кого-либо из членов своей семьи, положительно относятся к семейным традициям, чаще демонстрируют мотив необходимости обучения. В заключение выделяются факторы, которые вызывают проблемное поведение и влияют на становление этнокультурной идентичности школьников, находящихся на культурном пограничье.
ISBN:9785946219969