Применение Шкалы Аутизма для выявления риска нарушений психического развития детей 3-4 лет
Продолжена разработка диагностического инструментария для быстрого выявления (скрининга) риска развития аутизма (РАС) у детей 3-4 лет. В 2020 г. нами было проведено исследование на выборке 324 детей в возрасте от 3 до 4 полных лет, из них 116 детей с РАС. В результате была разработана и стандарти...
Published in: | Сибирский психологический журнал № 83. С. 164-183 |
---|---|
Other Authors: | , , , , |
Format: | Article |
Language: | Russian |
Subjects: | |
Online Access: | http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000892603 Перейти в каталог НБ ТГУ |
LEADER | 06482nab a2200373 c 4500 | ||
---|---|---|---|
001 | koha000892603 | ||
005 | 20230320001551.0 | ||
007 | cr | | ||
008 | 220414|2022 ru s c rus d | ||
024 | 7 | |a 10.17223/17267080/83/9 |2 doi | |
035 | |a koha000892603 | ||
040 | |a RU-ToGU |b rus |c RU-ToGU | ||
245 | 1 | 0 | |a Применение Шкалы Аутизма для выявления риска нарушений психического развития детей 3-4 лет |c А. Д. Наследов, С. А. Мирошников, О. В. Защиринская [и др.] |
246 | 1 | 1 | |a Autism Scale application for identifying the risk of mental development disorders among children ages 3 and 4 |
336 | |a Текст | ||
337 | |a электронный | ||
504 | |a Библиогр.: с. 181-183 | ||
520 | 3 | |a Продолжена разработка диагностического инструментария для быстрого выявления (скрининга) риска развития аутизма (РАС) у детей 3-4 лет. В 2020 г. нами было проведено исследование на выборке 324 детей в возрасте от 3 до 4 полных лет, из них 116 детей с РАС. В результате была разработана и стандартизирована Шкала Аутизма, состоящая из 40 пунктов (симптомов аутизма) и предсказывающая принадлежность ребенка к группе РАС с точностью 86,73-89,9%. Пункты шкалы образуют 4 фактора (субшкалы), по которым дети с РАС отличаются от детей без РАС. Цели данного исследования - проверка факторной валидности и эффективности разработанной Шкалы Аутизма на более широкой выборке, изучение ошибок диагностики риска РАС и возможности совершенствования разработанной методики, разработка полноценной диагностической методики, пригодной для практического применения. Проблематика, разрабатываемая в данной статье, охватывает такие аспекты РАС, как синхронность проявления симптоматики РАС, однородность / неоднородность выборки по этим симптомам, различия между РАС, ЗПР и нормой и определение шкал, позволяющих выявлять эти различия. Выборка настоящего исследования: 178 детей с РАС, 124 ребенка с ЗПР и 203 нормативно развивающихся ребенка без клинического диагноза. Как и в предыдущем исследовании, был проведен онлайн-опрос 32 специалистов (психологов, дефектологов), работающих с этими детьми, с применением специально разработанной анкеты. Данные собирались по детям с предварительно установленным диагнозом. В результате исследования на расширенной выборке подтверждены факторная валидность, надежность и эффективность разработанной Шкалы Аутизма, включающей четыре субшкалы: «Эмоциональные нарушения», «Сенсорные нарушения», «Нарушения коммуникации» «Расторможенность». Точность шкалы составила 88,91% (чувствительность 92,1%, специфичность 87,2%). Разработаны инструкция, стимульный материал и тестовые нормы для практического применения шкалы. С помощью двухэтапного кластерного анализа выделено четыре группы (кластера) детей с РАС, существенно различающихся профилями симптомов. Одна из этих групп (26% выборки РАС) по профилю симптомов наиболее близка к группе ЗПР, и на нее приходится 90% ошибок предсказания риска РАС. Для остальных кластеров точность предсказания риска РАС составляет 98,6%. Основным источником ошибок предсказания риска РАС является то, что у детей с ЗПР в 28,5% случаев выявляются симптомы РАС. Уточнение типологии симптоматики РАС является перспективой наших дальнейших исследований. | |
653 | |a психическое развитие | ||
653 | |a аутизм | ||
653 | |a задержка психического развития | ||
655 | 4 | |a статьи в журналах |9 879358 | |
700 | 1 | |a Наследов, Андрей Дмитриевич |9 77310 | |
700 | 1 | |a Мирошников, Сергей Александрович |9 483407 | |
700 | 1 | |a Защиринская, Оксана Владимировна |9 79372 | |
700 | 1 | |a Ткачева, Любовь Олеговна |9 802207 | |
700 | 1 | |a Компанец, Наталия Николаевна |9 802208 | |
773 | 0 | |t Сибирский психологический журнал |d 2022 |g № 83. С. 164-183 |x 1726-7080 |w 0088-39560 | |
852 | 4 | |a RU-ToGU | |
856 | 4 | |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000892603 | |
856 | |y Перейти в каталог НБ ТГУ |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=892603 | ||
908 | |a статья | ||
039 | |z 158 | ||
999 | |c 892603 |d 892603 |