Изменение характеристик регуляторных процессов и ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях пандемии
Целью настоящего исследования является изучение возможных изменений, вызванных фактором пандемии, в психологической системе обеспечения жизнедеятельности молодежи, связанных, в частности, с регуляторными процессами и ценностными ориентациями. Выборка состоит из 164 человек в возрасте 17-25 лет (ср...
Опубликовано в: : | Сибирский психологический журнал № 83. С. 46-66 |
---|---|
Главный автор: | |
Другие авторы: | |
Формат: | Статья в журнале |
Язык: | Russian |
Предметы: | |
Online-ссылка: | http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000892808 Перейти в каталог НБ ТГУ |
Итог: | Целью настоящего исследования является изучение возможных изменений, вызванных фактором пандемии, в психологической системе обеспечения жизнедеятельности молодежи, связанных, в частности, с регуляторными процессами и ценностными ориентациями. Выборка состоит из 164 человек в возрасте 17-25 лет (средний возраст 19,4 года; 39,0% - мужчины), студенты г. Томска, и включает две равновесные подгруппы по 82 человека каждая (2019 и 2020 гг.). Методы исследования: методика личностной готовности к деятельности (С.А. Богомаз) и «Портретный ценностный опросник - Пересмотренный» (Ш. Шварц). Методы анализа данных: рангово-бисериальная корреляция, регрессионный анализ, критерии различия - U-критерий Манна-Уитни и t-критерий Стьюдента, сетевой анализ. Данные корреляционного и регрессионного анализа позволили обнаружить достоверные связи изучаемых психологических переменных с «фактором пандемии», которые значительно более выражены, чем связи с традиционными социально-демографическими переменными респондентов (пол, возраст, специальность). В большей степени это от-носится к переменным Планирование, Рефлексия, Сохранение. Использование статистических критериев различия обнаружило значимое снижение показателей Планирование, Рефлексия, Индекс ЛГД в 2020 г. по сравнению с 2019 г. Обнаружено значимое увеличение ценности высшего порядка Сохранение в 2020 г. Также увеличивается роль этого индикатора в сетевой структуре психологической системы обеспечения жизнедеятельности молодежи, в то время как роль ценности Открытость снижается. Эти явления отражают динамическую согласованность ценностных ориентаций молодежи с глобальными критическими факторами, связанными с пандемией. Наблюдается перестройка структурных особенностей ценностной и регуляторной систем обеспечения жизнедеятельности молодежи в условиях пандемии. В сетевых графах 2019 г. представлен единственный центр - Целеполагание, выступающий в роли системообразующего фактора. В 2020 г. он заменяется кооперативным, полицентрическим образованием, объединяющим три близких по степени влияния на жизнедеятельность человека характеристики - Планирование, Рефлексия, Сохранение. |
---|---|
Библиография: | Библиогр.: с. 62-63 |
ISSN: | 1726-7080 |