Українські професійні об'єднання педагогів Галичини та Буковини (друга половина ХІХ - початок ХХ ст.): спроба порівняльного аналізу

Комплексно рассматривается деятельность профессиональных учительских обществ Галичины и Буковины, делается попытка их сравнительного анализа, вводится в научный оборот ряд неактуализированных источников. Установлено, что на протяжении 80-х гг. ХІХ - начала ХХ в. было создано шесть профессиональных...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Русин Т. 68. С. 131-153
Main Author: Добржанський, Олександр Володимирович
Other Authors: Шологон, Лілія Іванівна
Format: Article
Language:Ukrainian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000923432
Перейти в каталог НБ ТГУ
LEADER 05595nab a2200421 c 4500
001 koha000923432
005 20230320003244.0
007 cr |
008 221108|2022 mv s c ukr d
024 7 |a 10.17223/18572685/68/6  |2 doi 
035 |a koha000923432 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Добржанський, Олександр Володимирович  |9 851742 
245 1 0 |a Українські професійні об'єднання педагогів Галичини та Буковини (друга половина ХІХ - початок ХХ ст.): спроба порівняльного аналізу  |c О. В. Добржанський, Л. І. Шологон 
246 1 1 |a Украинские профессиональные объединения педагогов Галиции и Буковины (вторая половина XIX - начало ХХ в.): попытка сравнительного анализа 
246 1 1 |a The Ukrainian professional associations of teachers of Galicia and Bukovyna (second half of the 19th - early 20th century): an attempt of comparative analysis 
336 |a Текст 
337 |a электронный 
504 |a Библиогр.: 43 назв. 
520 3 |a Комплексно рассматривается деятельность профессиональных учительских обществ Галичины и Буковины, делается попытка их сравнительного анализа, вводится в научный оборот ряд неактуализированных источников. Установлено, что на протяжении 80-х гг. ХІХ - начала ХХ в. было создано шесть профессиональных педагогических объединений. Проблемы народной школы и надлежащий профессиональный уровень ее педагогов попали в поле зрения «Руського общества педагогического» («Украинского педагогического общества») в Галичине и «Руськой школы» («Украинской школы») на Буковине. В защиту профессиональных интересов школьного учительства встали соответственно «Взаимная помощь украинских учителей» и «Свободная организация украинского учительства на Буковине». Повышение профессионального уровня преподавателя украинской гимназии стало приоритетным в деятельности созданной во Львове «Учительской Громады» и «Общества учителей высших школ имени Григория Сковороды» в Черновцах. Утверждается, что учреждение учительских обществ с одинаковыми задачами обусловило то, что Галичина и Буковина были отдельными автономными краями в составе Австро-Венгрии. Трудности, стоявшие перед школой этих двух регионов, были сходными, но решение их в силу политических обстоятельств несколько отличалось. В результате наиболее значимые достижения, которые реализовались в украиноязычных начальных школах, гимназиях, учительских семинариях, курсах для неграмотных и издательской деятельности, имело «Украинское педагогическое общество» в Галичине. Защитить профессиональные права педагогов и добиться существенного повышения учительской жалованья благодаря акциям политического характера вместе с другими общественными объединениями и политическими партиями края лучше удалось педагогическим обществам Буковины. 
653 |a общество 
653 |a профессиональные объединения педагогов 
653 |a Галичина 
653 |a Буковина 
653 |a Австро-Венгерская монархия 
653 |a народные школы 
653 |a гимназии 
653 |a Украинское педагогическое общество 
653 |a Украинская школа 
655 4 |a статьи в журналах  |9 879358 
700 1 |a Шологон, Лілія Іванівна  |9 851744 
773 0 |t Русин  |d 2022  |g Т. 68. С. 131-153  |x 1857-2685  |w to000376218 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000923432 
856 |y Перейти в каталог НБ ТГУ  |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=923432 
908 |a статья 
999 |c 923432  |d 923432 
039