Взаимосвязь ригидности-флексибильности и исследовательского потенциала студентов

Актуальность исследования определяется требованиями, отраженными в государственном образовательном стандарте, которые направлены на формирование у студентов I сту-пени получения высшего образования компетенций, необходимых для организации и проведения научно-исследовательской работы. Ее содержание...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Сибирский психологический журнал № 87. С. 86-103
Main Author: Певнева, Анжела Николаевна
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000999778
Перейти в каталог НБ ТГУ
LEADER 06944nab a2200349 c 4500
001 koha000999778
005 20230412153421.0
007 cr |
008 230406|2023 ru s c rus d
024 7 |a 10.17223/17267080/87/5  |2 doi 
035 |a koha000999778 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Певнева, Анжела Николаевна  |9 505273 
245 1 0 |a Взаимосвязь ригидности-флексибильности и исследовательского потенциала студентов  |c А. Н. Певнева 
246 1 1 |a The relationship between rigidity to flexibility and students' research potential 
336 |a Текст 
337 |a электронный 
504 |a Библиогр.: с. 100-101 
520 3 |a Актуальность исследования определяется требованиями, отраженными в государственном образовательном стандарте, которые направлены на формирование у студентов I сту-пени получения высшего образования компетенций, необходимых для организации и проведения научно-исследовательской работы. Ее содержание и организация на разных курсах обучения включают многообразные требования и задачи определенной направ-ленности. Как следствие, от студентов требуются гибкое реагирование на изменение условий при решении научно-исследовательских задач и реализация их исследователь-ского потенциала (когнитивного, мотивационного и поведенческого ресурсов), что обусловит эффективное выполнение исследовательской работы. Цель исследования - выявление взаимосвязи между переменными ригидности-флексибильности и исследо-вательским потенциалом студентов. Объем выборки составил 226 студентов педагогического профиля: 73 студента 1-го курса, 52 студента 2-го курса, 54 студента 3-го курса, 47 студентов 4-го курса. В процессе кросс-секционного метода, в частности при применении поперечно-последовательной стратегии, использовались «Томский опрос-ник ригидности» (Г.В. Залевский), «Опросник когнитивной флексибильности» (в адап-тации С.С. Кургиняна, Е.Ю. Осаволюк), «Методика оценки исследовательского потен-циала студента» (Н.В. Бордовская и др.). Выявлено, что флексибильность положительно связана с исследовательским потенциалом, показатели которого отрицательно коррели-руют с актуальной и сензитивной ригидностью. Однако когнитивный компонент имеет положительную связь с симптомокомплексом ригидности, сензитивной, преморбидной ригидностью и ригидностью как состоянием, что, скорее, свидетельствует о персевера-тивном характере ригидности. На втором курсе происходит снижение корреляций, устойчивости связей ригидности-флексибильности и исследовательского потенциала студентов, появляется равное соотношение интеграционных и дезинтеграционных ин-дексов. Базовым элементом взаимосвязи по-прежнему является общий уровень иссле-довательского потенциала. С потерей устойчивости вследствие снижения индексов дивергентности и когерентности связи переменных когнитивной флексибильности с исследовательским потенциалом студентов на третьем году обучения происходит смена базового элемента на интегральный показатель когнитивной флексибильности. На четвертом году обучения взаимосвязь ригидности-флексибильности и исследова-тельского потенциала студентов приобретает относительную устойчивость за счет уве-личения индекса когерентности и значительного снижения индекса дивергентности. Структурообразующие показатели интегрируются вокруг общего уровня исследова-тельского потенциала. При этом когнитивный компонент приобретает характер автономности. В целом взаимосвязь ригидности-флексибильности и исследовательского потенциала характеризуется определенным типом изменений на каждом году обучения студентов. 
653 |a ригидность 
653 |a когнитивная флексибильность 
653 |a исследовательский потенциал 
653 |a студенты 
653 |a мотивация 
655 4 |a статьи в журналах  |9 882459 
773 0 |t Сибирский психологический журнал  |d 2023  |g  № 87. С. 86-103  |x 1726-7080  |w 0088-39560 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000999778 
856 |y Перейти в каталог НБ ТГУ  |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=999778 
908 |a статья 
039 |b 100 
999 |c 999778  |d 999778