Взаимосвязь ригидности-флексибильности и исследовательского потенциала студентов
Актуальность исследования определяется требованиями, отраженными в государственном образовательном стандарте, которые направлены на формирование у студентов I сту-пени получения высшего образования компетенций, необходимых для организации и проведения научно-исследовательской работы. Ее содержание...
Published in: | Сибирский психологический журнал № 87. С. 86-103 |
---|---|
Main Author: | |
Format: | Article |
Language: | Russian |
Subjects: | |
Online Access: | http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000999778 Перейти в каталог НБ ТГУ |
LEADER | 06944nab a2200349 c 4500 | ||
---|---|---|---|
001 | koha000999778 | ||
005 | 20230412153421.0 | ||
007 | cr | | ||
008 | 230406|2023 ru s c rus d | ||
024 | 7 | |a 10.17223/17267080/87/5 |2 doi | |
035 | |a koha000999778 | ||
040 | |a RU-ToGU |b rus |c RU-ToGU | ||
100 | 1 | |a Певнева, Анжела Николаевна |9 505273 | |
245 | 1 | 0 | |a Взаимосвязь ригидности-флексибильности и исследовательского потенциала студентов |c А. Н. Певнева |
246 | 1 | 1 | |a The relationship between rigidity to flexibility and students' research potential |
336 | |a Текст | ||
337 | |a электронный | ||
504 | |a Библиогр.: с. 100-101 | ||
520 | 3 | |a Актуальность исследования определяется требованиями, отраженными в государственном образовательном стандарте, которые направлены на формирование у студентов I сту-пени получения высшего образования компетенций, необходимых для организации и проведения научно-исследовательской работы. Ее содержание и организация на разных курсах обучения включают многообразные требования и задачи определенной направ-ленности. Как следствие, от студентов требуются гибкое реагирование на изменение условий при решении научно-исследовательских задач и реализация их исследователь-ского потенциала (когнитивного, мотивационного и поведенческого ресурсов), что обусловит эффективное выполнение исследовательской работы. Цель исследования - выявление взаимосвязи между переменными ригидности-флексибильности и исследо-вательским потенциалом студентов. Объем выборки составил 226 студентов педагогического профиля: 73 студента 1-го курса, 52 студента 2-го курса, 54 студента 3-го курса, 47 студентов 4-го курса. В процессе кросс-секционного метода, в частности при применении поперечно-последовательной стратегии, использовались «Томский опрос-ник ригидности» (Г.В. Залевский), «Опросник когнитивной флексибильности» (в адап-тации С.С. Кургиняна, Е.Ю. Осаволюк), «Методика оценки исследовательского потен-циала студента» (Н.В. Бордовская и др.). Выявлено, что флексибильность положительно связана с исследовательским потенциалом, показатели которого отрицательно коррели-руют с актуальной и сензитивной ригидностью. Однако когнитивный компонент имеет положительную связь с симптомокомплексом ригидности, сензитивной, преморбидной ригидностью и ригидностью как состоянием, что, скорее, свидетельствует о персевера-тивном характере ригидности. На втором курсе происходит снижение корреляций, устойчивости связей ригидности-флексибильности и исследовательского потенциала студентов, появляется равное соотношение интеграционных и дезинтеграционных ин-дексов. Базовым элементом взаимосвязи по-прежнему является общий уровень иссле-довательского потенциала. С потерей устойчивости вследствие снижения индексов дивергентности и когерентности связи переменных когнитивной флексибильности с исследовательским потенциалом студентов на третьем году обучения происходит смена базового элемента на интегральный показатель когнитивной флексибильности. На четвертом году обучения взаимосвязь ригидности-флексибильности и исследова-тельского потенциала студентов приобретает относительную устойчивость за счет уве-личения индекса когерентности и значительного снижения индекса дивергентности. Структурообразующие показатели интегрируются вокруг общего уровня исследова-тельского потенциала. При этом когнитивный компонент приобретает характер автономности. В целом взаимосвязь ригидности-флексибильности и исследовательского потенциала характеризуется определенным типом изменений на каждом году обучения студентов. | |
653 | |a ригидность | ||
653 | |a когнитивная флексибильность | ||
653 | |a исследовательский потенциал | ||
653 | |a студенты | ||
653 | |a мотивация | ||
655 | 4 | |a статьи в журналах |9 882459 | |
773 | 0 | |t Сибирский психологический журнал |d 2023 |g № 87. С. 86-103 |x 1726-7080 |w 0088-39560 | |
852 | 4 | |a RU-ToGU | |
856 | 4 | |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000999778 | |
856 | |y Перейти в каталог НБ ТГУ |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=999778 | ||
908 | |a статья | ||
039 | |b 100 | ||
999 | |c 999778 |d 999778 |