Ценностные и мотивационные аспекты в содержании профильного обучения школьников иностранному языку
Статья посвящена комплексному исследованию основной методической категории методики обучения иностранному языку - содержанию обучения. Особое внимание уделяется его ценностным и мотивационным аспектам. Обосновывается идея о том, что учебный предмет «иностранный язык» обладает несомненным аксиоло...
Published in: | Язык и культура № 47. С. 245-259 |
---|---|
Main Author: | |
Format: | Article |
Language: | Russian |
Subjects: | |
Online Access: | http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000673085 Перейти в каталог НБ ТГУ |
Summary: | Статья посвящена комплексному исследованию основной методической категории методики обучения иностранному языку - содержанию обучения. Особое внимание уделяется его ценностным и мотивационным аспектам. Обосновывается идея о том, что учебный предмет «иностранный язык» обладает несомненным аксиологическим потенциалом, способствует появлению в личности школьников таких новообразований, как 1) ценностное отношение к окружающей действительности; 2) положительное отношение к себе («Образ Я»); 3) активно сознательное отношение к будущей жизнедеятельности («Образ будущей профессиональной деятельности»). Выделяются и описываются характерные особенности профильного и профильно-ориентированного обучения иностранному языку учащихся старшей ступени обучения. Автором предложена номенклатура аксиологических стратегий, входящих в структуру содержания обучения, представленного двумя блоками: 1) блоком смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности; 2) блоком ценностно-смыслового опыта, включающего ценностные аспекты предмета «иностранный язык». Автор приходит к выводу, что важным условием в процессе профильно-ориентированной иноязычной подготовки школьников является необходимость поэтапной работы, и предлагает организовать данный процесс в рамках трех этапов: информативно-мотивационного, деятельностного и рефлексивно-оценочного. Устанавливается, что наиболее эффективным методическим средством для формирования ценностно-смыслового опыта школьников является специально организованное дидактическое средство, которое представляет собой комплекс личностно-развивающих ситуаций, среди которых выделяются аксиогенные ситуации, представляющие собой «ценностно насыщенные фрагменты бытия, имеющие особую значимость для понимания действительности». Примерами таких текстов явились пословицы о необходимости и ценности труда, ответственности, сознательном отношении к предмету своей деятельности, целесообразности принимаемых решений. Приведен анализ опытного обучения, которое продемонстрировало рост профессиональной самооценки старшеклассников, формирование системы профессиональных идеалов. Особую значимость в структуре личностного опыта старшеклассников приобрел такой компонент, как смысл будущей профессиональной деятельности. |
---|---|
Bibliography: | Библиогр.: 14 назв. |
ISSN: | 1999-6195 |