Система оценивания субъективного благополучия российских школьников: теоретико-методологическое обоснование
Рассматривается содержательно-смысловое понимание категории «субъективное благополучие российских школьников», определяются методологические основания разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников. Субъективное благополучие семей российских школьников рассматрива...
Published in: | Сибирский психологический журнал № 83. С. 100-121 |
---|---|
Main Author: | |
Other Authors: | , |
Format: | Article |
Language: | Russian |
Subjects: | |
Online Access: | http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000892573 Перейти в каталог НБ ТГУ |
LEADER | 06552nab a2200373 c 4500 | ||
---|---|---|---|
001 | koha000892573 | ||
005 | 20230320001550.0 | ||
007 | cr | | ||
008 | 220414|2022 ru s c rus d | ||
024 | 7 | |a 10.17223/17267080/83/6 |2 doi | |
035 | |a koha000892573 | ||
040 | |a RU-ToGU |b rus |c RU-ToGU | ||
100 | 1 | |a Авалуева, Наталия Борисовна |9 802181 | |
245 | 1 | 0 | |a Система оценивания субъективного благополучия российских школьников: теоретико-методологическое обоснование |c Н. Б. Авалуева, А. С. Алексеева, Э. Ф. Алиева |
246 | 1 | 1 | |a Assessment system for subjective well-being of Russian schoolchildren: a theoretical and methodological rationale |
336 | |a Текст | ||
337 | |a электронный | ||
504 | |a Библиогр.: с. 117-121 | ||
520 | 3 | |a Рассматривается содержательно-смысловое понимание категории «субъективное благополучие российских школьников», определяются методологические основания разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников. Субъективное благополучие семей российских школьников рассматривается через уровень положительных / негативных эмоций и реализацию потенциала личности, т.е. как удовлетворенность семейной и образовательной сферами жизни. Цель работы - описание методологии разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования, созданной на основе теоретического анализа существующих содержательно-смысловых трактовок категории «субъективное благополучие» и методик выявления уровня субъективного благополучия. Задача разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников решается посредством выделения и обоснования социально-психологических факторов семейной и школьной среды. К значимым социально-психологическим факторам семейной среды, влияющим на благополучие детей, можно отнести отношения в семье, духовное единство, материальное обеспечение. Значимыми социально-психологическими факторами школьной среды являются отношения с одноклассниками, учебные достижения, образовательная среда. Для разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях общего образования были использованы методы системного анализа, индукции и дедукции, математического анализа, факторного анализа и др. Методика определения субъективного благополучия российских школьников включает критериальную основу и инструментарий оценки. С учетом выявленных социально-психологических факторов семейной и школьной среды субъективное благополучие рассматривается в плоскости удовлетворенности / неудовлетворенности (положительных / негативных эмоций) и реализации потенциала личности ребенка. Критерии для выявления субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования представлены в системе оценивания в виде двух блоков: критерии для выявления уровня семейного благополучия и критерии для выявления уровня образовательного благополучия. Методологическое структурирование критериев в контексте параметр-показатель-индикатор позволило разработать математические формулы, с помощью которых можно получить численные выражения как уровня собственно субъективного благополучия, так и уровней семейного и образовательного благополучия. | |
653 | |a субъективное благополучие | ||
653 | |a семейное благополучие | ||
653 | |a системы оценивания | ||
653 | |a школьники | ||
653 | |a образовательное благополучие | ||
655 | 4 | |a статьи в журналах |9 879358 | |
700 | 1 | |a Алексеева, Анна Станиславовна |9 802183 | |
700 | 1 | |a Алиева, Эвелина Факировна |9 802184 | |
773 | 0 | |t Сибирский психологический журнал |d 2022 |g № 83. С. 100-121 |x 1726-7080 |w 0088-39560 | |
852 | 4 | |a RU-ToGU | |
856 | 4 | |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000892573 | |
856 | |y Перейти в каталог НБ ТГУ |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=892573 | ||
908 | |a статья | ||
039 | |||
999 | |c 892573 |d 892573 |