Система оценивания субъективного благополучия российских школьников: теоретико-методологическое обоснование

Рассматривается содержательно-смысловое понимание категории «субъективное благополучие российских школьников», определяются методологические основания разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников. Субъективное благополучие семей российских школьников рассматрива...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Сибирский психологический журнал № 83. С. 100-121
Main Author: Авалуева, Наталия Борисовна
Other Authors: Алексеева, Анна Станиславовна, Алиева, Эвелина Факировна
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000892573
Перейти в каталог НБ ТГУ
LEADER 06552nab a2200373 c 4500
001 koha000892573
005 20230320001550.0
007 cr |
008 220414|2022 ru s c rus d
024 7 |a 10.17223/17267080/83/6  |2 doi 
035 |a koha000892573 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Авалуева, Наталия Борисовна  |9 802181 
245 1 0 |a Система оценивания субъективного благополучия российских школьников: теоретико-методологическое обоснование  |c Н. Б. Авалуева, А. С. Алексеева, Э. Ф. Алиева 
246 1 1 |a Assessment system for subjective well-being of Russian schoolchildren: a theoretical and methodological rationale 
336 |a Текст 
337 |a электронный 
504 |a Библиогр.: с. 117-121 
520 3 |a Рассматривается содержательно-смысловое понимание категории «субъективное благополучие российских школьников», определяются методологические основания разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников. Субъективное благополучие семей российских школьников рассматривается через уровень положительных / негативных эмоций и реализацию потенциала личности, т.е. как удовлетворенность семейной и образовательной сферами жизни. Цель работы - описание методологии разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования, созданной на основе теоретического анализа существующих содержательно-смысловых трактовок категории «субъективное благополучие» и методик выявления уровня субъективного благополучия. Задача разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников решается посредством выделения и обоснования социально-психологических факторов семейной и школьной среды. К значимым социально-психологическим факторам семейной среды, влияющим на благополучие детей, можно отнести отношения в семье, духовное единство, материальное обеспечение. Значимыми социально-психологическими факторами школьной среды являются отношения с одноклассниками, учебные достижения, образовательная среда. Для разработки системы оценивания субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях общего образования были использованы методы системного анализа, индукции и дедукции, математического анализа, факторного анализа и др. Методика определения субъективного благополучия российских школьников включает критериальную основу и инструментарий оценки. С учетом выявленных социально-психологических факторов семейной и школьной среды субъективное благополучие рассматривается в плоскости удовлетворенности / неудовлетворенности (положительных / негативных эмоций) и реализации потенциала личности ребенка. Критерии для выявления субъективного благополучия российских школьников на разных ступенях образования представлены в системе оценивания в виде двух блоков: критерии для выявления уровня семейного благополучия и критерии для выявления уровня образовательного благополучия. Методологическое структурирование критериев в контексте параметр-показатель-индикатор позволило разработать математические формулы, с помощью которых можно получить численные выражения как уровня собственно субъективного благополучия, так и уровней семейного и образовательного благополучия. 
653 |a субъективное благополучие 
653 |a семейное благополучие 
653 |a системы оценивания 
653 |a школьники 
653 |a образовательное благополучие 
655 4 |a статьи в журналах  |9 879358 
700 1 |a Алексеева, Анна Станиславовна  |9 802183 
700 1 |a Алиева, Эвелина Факировна  |9 802184 
773 0 |t Сибирский психологический журнал  |d 2022  |g  № 83. С. 100-121  |x 1726-7080  |w 0088-39560 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000892573 
856 |y Перейти в каталог НБ ТГУ  |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=892573 
908 |a статья 
039
999 |c 892573  |d 892573