Половые различия в успешности школьного обучения математике и русскому языку: кросскультурное исследование

Введение. Среди важнейших факторов, формирующих половые различия в успешности школьного обучения, называются академическая дисциплина (математика или язык), показатель измерения успешности (оценка, стандартизированная проверочная работа или тест), этап школьного обучения (начальная и средняя школа...

Full description

Bibliographic Details
Published in:Сибирский психологический журнал № 87. С. 104-123
Main Author: Тихомирова, Татьяна Николаевна
Other Authors: Малых, Сергей Борисович 1958-
Format: Article
Language:Russian
Subjects:
Online Access:http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000999807
Перейти в каталог НБ ТГУ
LEADER 06244nab a2200361 c 4500
001 koha000999807
005 20240426124922.0
007 cr |
008 230407|2023 ru s c rus d
024 7 |a 10.17223/17267080/87/6  |2 doi 
035 |a koha000999807 
040 |a RU-ToGU  |b rus  |c RU-ToGU 
100 1 |a Тихомирова, Татьяна Николаевна  |9 95774 
245 1 0 |a Половые различия в успешности школьного обучения математике и русскому языку: кросскультурное исследование  |c Т. Н. Тихомирова, С. Б. Малых 
246 1 1 |a Gender differences in school achievement on mathematics and russian language: cross-cultural study 
336 |a Текст 
337 |a электронный 
504 |a Библиогр.: с. 119-120 
520 3 |a Введение. Среди важнейших факторов, формирующих половые различия в успешности школьного обучения, называются академическая дисциплина (математика или язык), показатель измерения успешности (оценка, стандартизированная проверочная работа или тест), этап школьного обучения (начальная и средняя школа или старшие классы), качество образовательных условий и уровень социально-экономического развития страны, включающий и индекс гендерного неравенства. Цели и задачи. Цель исследования - кросскультурный анализ половых различий в успешности обучения, измеренной оценками учителей по математике и русскому языку, в период общего образования. Анализируются данные школьников из России и Кыргызстана - государств, где организация систем школьного образования является сходной, а качество обучения, уровень социально-экономического развития и степень гендерного неравенства различаются. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 2 145 школьников 2-11-х клас-сов из государственных школ России и Кыргызстана с обучением на русском языке. Выборка учеников из российской школы включает 898 человек в возрасте от 7,8 до 19,1 лет, из них 47,9% девочки. Выборка учеников из кыргызской школы составляет 1 247 чело-век в возрасте от 7,6 до 18,9 лет, из них 56,6% девочки. Исследование выполнено с применением кросс-секционного дизайна. В качестве показателей успешности школь-ного обучения использовались учительские оценки по математике и русскому языку. Рассчитывалось среднее значение четвертных или полугодовых оценок. Статистический анализ данных выполнялся методом дисперсионного анализа с расчетом размеров эффекта влияния пола на каждом году школьного обучения. Результаты. Показано, что половые различия в школьной успеваемости проявляются в различных образовательных условиях. Универсальным является тот факт, что в среднем девочки учатся лучше, чем мальчики, и по русскому языку, и по математике на всех этапах школьного обучения. Установлена зависимость проявления половых различий в школьной успеваемости от академической дисциплины: чаще наблюдается пре-имущество девочек в успешном обучении русскому языку, чем математике. Эта тенденция характерна для обеих социокультурных выборок. Заключение. Кросскультурные особенности половых различий касаются возрастных периодов их проявления: в более благоприятных образовательных условиях - только с 11 до 15 лет, в период полового созревания, а в менее благоприятных средах - во все годы школьного обучения. 
653 |a кросскультурные исследования 
653 |a математика 
653 |a русский язык 
653 |a половые различия 
653 |a успешность обучения 
655 4 |a статьи в журналах  |9 882488 
700 1 |a Малых, Сергей Борисович  |d 1958-  |9 80779 
773 0 |t Сибирский психологический журнал  |d 2023  |g  № 87. С. 104-123  |x 1726-7080  |w 0088-39560 
852 4 |a RU-ToGU 
856 4 |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000999807 
856 |y Перейти в каталог НБ ТГУ  |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=999807 
908 |a статья 
999 |c 999807  |d 999807 
039 |b 100