Половые различия в успешности школьного обучения математике и русскому языку: кросскультурное исследование
Введение. Среди важнейших факторов, формирующих половые различия в успешности школьного обучения, называются академическая дисциплина (математика или язык), показатель измерения успешности (оценка, стандартизированная проверочная работа или тест), этап школьного обучения (начальная и средняя школа...
Published in: | Сибирский психологический журнал № 87. С. 104-123 |
---|---|
Main Author: | |
Other Authors: | |
Format: | Article |
Language: | Russian |
Subjects: | |
Online Access: | http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000999807 Перейти в каталог НБ ТГУ |
LEADER | 06244nab a2200361 c 4500 | ||
---|---|---|---|
001 | koha000999807 | ||
005 | 20240426124922.0 | ||
007 | cr | | ||
008 | 230407|2023 ru s c rus d | ||
024 | 7 | |a 10.17223/17267080/87/6 |2 doi | |
035 | |a koha000999807 | ||
040 | |a RU-ToGU |b rus |c RU-ToGU | ||
100 | 1 | |a Тихомирова, Татьяна Николаевна |9 95774 | |
245 | 1 | 0 | |a Половые различия в успешности школьного обучения математике и русскому языку: кросскультурное исследование |c Т. Н. Тихомирова, С. Б. Малых |
246 | 1 | 1 | |a Gender differences in school achievement on mathematics and russian language: cross-cultural study |
336 | |a Текст | ||
337 | |a электронный | ||
504 | |a Библиогр.: с. 119-120 | ||
520 | 3 | |a Введение. Среди важнейших факторов, формирующих половые различия в успешности школьного обучения, называются академическая дисциплина (математика или язык), показатель измерения успешности (оценка, стандартизированная проверочная работа или тест), этап школьного обучения (начальная и средняя школа или старшие классы), качество образовательных условий и уровень социально-экономического развития страны, включающий и индекс гендерного неравенства. Цели и задачи. Цель исследования - кросскультурный анализ половых различий в успешности обучения, измеренной оценками учителей по математике и русскому языку, в период общего образования. Анализируются данные школьников из России и Кыргызстана - государств, где организация систем школьного образования является сходной, а качество обучения, уровень социально-экономического развития и степень гендерного неравенства различаются. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 2 145 школьников 2-11-х клас-сов из государственных школ России и Кыргызстана с обучением на русском языке. Выборка учеников из российской школы включает 898 человек в возрасте от 7,8 до 19,1 лет, из них 47,9% девочки. Выборка учеников из кыргызской школы составляет 1 247 чело-век в возрасте от 7,6 до 18,9 лет, из них 56,6% девочки. Исследование выполнено с применением кросс-секционного дизайна. В качестве показателей успешности школь-ного обучения использовались учительские оценки по математике и русскому языку. Рассчитывалось среднее значение четвертных или полугодовых оценок. Статистический анализ данных выполнялся методом дисперсионного анализа с расчетом размеров эффекта влияния пола на каждом году школьного обучения. Результаты. Показано, что половые различия в школьной успеваемости проявляются в различных образовательных условиях. Универсальным является тот факт, что в среднем девочки учатся лучше, чем мальчики, и по русскому языку, и по математике на всех этапах школьного обучения. Установлена зависимость проявления половых различий в школьной успеваемости от академической дисциплины: чаще наблюдается пре-имущество девочек в успешном обучении русскому языку, чем математике. Эта тенденция характерна для обеих социокультурных выборок. Заключение. Кросскультурные особенности половых различий касаются возрастных периодов их проявления: в более благоприятных образовательных условиях - только с 11 до 15 лет, в период полового созревания, а в менее благоприятных средах - во все годы школьного обучения. | |
653 | |a кросскультурные исследования | ||
653 | |a математика | ||
653 | |a русский язык | ||
653 | |a половые различия | ||
653 | |a успешность обучения | ||
655 | 4 | |a статьи в журналах |9 882488 | |
700 | 1 | |a Малых, Сергей Борисович |d 1958- |9 80779 | |
773 | 0 | |t Сибирский психологический журнал |d 2023 |g № 87. С. 104-123 |x 1726-7080 |w 0088-39560 | |
852 | 4 | |a RU-ToGU | |
856 | 4 | |u http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000999807 | |
856 | |y Перейти в каталог НБ ТГУ |u https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=999807 | ||
908 | |a статья | ||
999 | |c 999807 |d 999807 | ||
039 | |b 100 |